Дорогие читатели, я хочу представить вашему вниманию интервью с Полиной dapolni. Полина - моя хорошая знакомая, около года назад она переехала в Североморск к мужу - военнослужащему. Мне захотелось узнать побольше о том, как ей там живётся на "северах" и вот, что из этого получилось. Это моё первое интервью, прошу не судить строго!
[Spoiler (click to open)]Плотность заселения Мурманской области, согласно данным переписи населения за 2010 год - 8,4 человека на квадратный километр, что соответствует среднероссийскому значению указанного показателя. Проще говоря, Мурманская область заселена плотнее, чем большинство северных областей России. Так же эта область, наравне с Магаданским краем, является наиболее урбанизированной, то есть, большая часть населения живёт в городах и посёлках городского типа. И, наконец, доля детей и работающего населения Мурманской области, согласно всё той же переписи, значительно превышает долю населения пенсионного возраста, во многом, благодаря входящему потоку миграции. Эта одна из немногих северных областей, куда едут. Кто и зачем? Чтобы немного разобраться в этом вопросе, я побеседовала с Полиной, которая вот уже скоро год, как вышла замуж за военного и променяла Петербург на Североморск.
Я написала Полине сообщение «Вконтакте» с просьбой дать мне мини-интервью о том, как ей, понаехавшей, живётся в Североморске. Полина ответила, что да, с удовольствием ответит на мои вопросы, но позже, потому что сейчас она на работе. Мне стало интересно кем же Поля устроилась там, на чужбине и я спросила.
Полина: Библиотекарем.
Я: Супер-романтичная работа!
Полина: Здесь про всё так говорят: ох, какая красота, какая романтика. Если нечего хвалить - хвали романтику…
Я: Это и есть романтика, романтика Севера.
Полина: Такую романтику лучше хвалить издалека. Муж вот у меня тут 7 лет уже живёт.
Я: Мужчины о романтике не говорят?
Полина: Надо мужа спросить.
На том мы и расстались. Полина пошла работать, а я написала и отправила сообщением интересующие меня вопросы. Получилось такое вот оффлайн-интервью.
Я: Расскажи, пожалуйста, о своём муже. Где родился? Где служит, как попал сюда?
Полина: Муж - питерец. Родился в семье интеллигентов. После школы - в военное училище, благо в Петергофе рядом и жили. После универа - распределение, решил поехать на север. Кстати, повезло: отправили в Североморск, а могли на Новую Землю. А там совсем тоска…
Я: Вы в Питере познакомились?
Полина: Нас с мужем родители познакомили - мамы были знакомы со времени первой работы после студенческих лет. Детей родили в один год, но отчего-то так случилось, что никогда мы вместе не играли. Родители перестали общаться на долгие годы. Так случилось. А потом по делам как-то снова возобновили общение, и нас "свели", когда муж будущий мой в очередной отпуск с севера в Питер приехал. Как приехал - так и уехал. Год виртуального общения - и свадьба.
Я: Легко решилась переехать?
Полина: Вопрос моего переезда на север был решен еще до того, как сделано предложение. Так что морально я была давно готова переезжать. И хотела. Хотелось сменить обстановку, попробовать что-то новенькое. Казалось, новый город - новые возможности. Я другая буду, или что-то в этом духе.
Я: И как оказалось на самом деле?
Полина: Особенный привкус от того, что город - военный. Я ощущаю, что тоже в своем роде «служу»: мужу еду на завтра собери, дом убери, магазин, преодоление трапов... И кучи, кучи военных. Засекреченные объекты за сопками, военные корабли за окном. Я сюда приехала, развела бурную деятельность. Заболела. Поправилась - и снова. И снова чуть больше вложишься, потратишься - и все, не выдерживаю, организм сбой дает. Может, это пока, акклиматизируюсь. Но вообще тут все женщины - у меня на работе - смакуют слово «пенсия», не хотят работать, в голове держат только семью-детей. Все хвалятся, как они пашут, жалуются, как много работать. Тоже, я думаю, не только из-за характера - а сложно просто жить тут. Не порезвишься особо. Спать могу 12 часов в сутки, и все равно у меня в 10 вечера глаза режет и голова мутная, как хочется спать.
Я: Погода бывает хуже, чем в Питере?
Полина: Примерно, как в Питере. Разве что, лета было еще и того меньше. Солнце может жарить, но ветер все равно острый, холодный. Сто километров в сторону тундры - и там вечная мерзлота без влияния Гольфстрима делает жизнь человека невозможной. И вот не о погоде, скорее, стоит говорить, а о климате в целом... о том, что полгода темно, ночь эта полярная, все ходят и спать хотят - местный, не местный, всё одно... Северные такие почему неспешные? Они силы берегут. Уж на что Питер степенный (по сравнению с той же Москвой). Еще, период цветения природы здесь очень короткий. В середине июня только листочки пошли, в середине сентября уже все желтое, а сейчас - облетело.
Я: Как переносишь разлуку с Питером? С прежним кругом общения?
Полина: По друзьям Питерским не то чтобы скучаю... муж пока что «в новинку», все мысли и время занимает. Но здесь не хочется искать друзей. Я не ищу их, «храню верность» тем, что в Питере, настоящим. Да и нет никого путного на примете. Одиночества я не чувствовала даже тогда, когда на работу еще не ходила, и муж составлял целиком мой круг общения. Ну, я такой человек. С родителями стали переписываться, особенно с мамой. Так, как друзья. Правда, теперь ее работа поглотила, так что чаще раза в неделю не связываемся. Муж друзьями тоже не обзавелся. Есть некоторые сослуживцы, которые, наверное, друзья. Но не как питерские. И с местными друзьями и их женами муж так меня пока и не познакомил. Да я и не рвусь. Все жены и женщины здесь, кажется, увлечены бытом. Разговоры - о том, что приготовить, где какую колбаску купить…
Я: Чем живут жёны военных? Как с рабочими местами для женщин?
Полина: Работы мало. Я устроилась по знакомству. Можно продавцом работать, парикмахером... девушки пытаются свой бизнес какой-то, гель-лак с выездом на дом, закупки из Норвегии, и все такое прочее... Но вообще, все хорошие места заняты, а если освобождается - то человечек уже на примете, очередь из блатных. Как и с местами в садике. Кстати, у меня под окном садик, так он размером со школу.
Я: Какие планы у вашей семьи на ближайшее будущее (лет 10-15), собираетесь ли возвращаться?
Полина: Планы на 10 лет - очень далеко! Сейчас у меня в планах - продолжение рода J Потом поглядим. Очень хочу скорее в Питер обратно. Не хочу ждать пенсии, чтобы взрослых уже детей в культурную столицу перевезти и в ВУЗ их поступить. Хочу и сама пожить, белыми ночами по каналам гулять, теплым летом кайфовать.
Я: И всё же очень интересно, что же ответил твой супруг по поводу северной романтики? J
Полина: Муж сказал, что фраза «здесь романтично» - это непонятно. Что это зависит не от места, не от города, а от тех двух романтиков, которые в нем живут (тыкая в меня пальцем). Говорит, «а кому-то и гребаный Невский проспект с в рот его мостами, бледными ночами - та еще романтика, когда 24 часа в офисе сидишь» (прочел сейчас, что я его цитирую, стал все править, но я не поддалась).
Я: Ты с ним согласна?
Полина: свое согласие с мужем и с судьбой я выражаю тем, что уехала к нему и живу здесь.
Выражаю горячую благодарность Полине и её супругу Алексею за беседу и согласие на публикацию!