Напоминаю читателям, что в одном из предыдущих постов идет голосование о том, в какую сторону мы двинемся: будем ли мы смотреть палермское барокко (штука не очень известная, в отличие, от Валь-ди-Ното) или поедем в сицилийскую глубинку и своими (вернее, моими) глазами увидим всемирно известные античные памятники. Скажу честно, я изумлен нынешним ходом голосования: люди, вы не представляете, на что Вы обрекаете меня и себя! Ну да ладно, голосуем дальше.А пока маленькое интермеццо: парочка неоготических церквей в районе виа Рома и, заодно, и саму виа Рома посмотрим.
Судя по лабиринту улочек, отходящих вправо-влево от этой артерии, никакой виа Рома в течение многих веков не было. Ее пробили в XIX веке, когда в Палермо пришла железная дорога. Вновь пробитую улицу застраивали в конце XIX - начале XX века в стиле, который мы называем модерном, а в Италии - Либерти. Когда гуляешь по виа Рома, невольно чувствуешь себя в очень знакомом месте, и это немудрено. Вылитая Петроградская сторона. В Питере Петроградка - район, который с гордостью показывают приезжим: для нашего молодого города это очень старый район. В древнем Палермо по виа Рома экскурсий не водят, и это тоже понятно: когда в городе есть памятники XII века, о веке XIXом никто и не вспоминает. Не будем снобами и посмотрим все же на эту улицу.
Вот парадный подъезд начало улицы: привокзальная площадь Джулио Чезаре. Эти своеобразные дома-пропилеи построены в 1924-1936 годах.
Далее следует длинная череда домов в стиле Модерн Либерти. Характерные примеры:
В их число затесалось примечательное здание фашистской архитектуры - Почта. Я уже где-то писал, что тоталитарные режимы в разных странах все же отличаются друг от друга, а вот их архитектурные памятники - близнецы-братья. Судите сами:
Еще по пути будет церковь святого Доминика (Сан-Доменико) с колонной посреди площади. Она как-нибудь будет предметом отдельного рассказа, так что пока пропускаем. Пока только фото:
И теперь обещанная неоготика. Первой на нашем пути будет англиканская церковь святого Креста.
В качестве маленького отступления замечу, что, будучи воспитан на классической английской литературе, я восхищаюсь англичанами. В частности, в какой бы точке земного шара не появлялась община англичан, они тотчас же поспешали устроить для себя церковь. Ни о каком интеркоммунионе тогда слыхом не слыхивали: никакой англиканин и не подумал бы пойти на мессу к "папистам", а католики, в свою очередь, видели в англичанах еретиков. В Палермо множество англичан поселилось в начале XIX века, когда остров под управлением короля Фердинанда III стал осажденной французами крепостью под защитой английского флота.Регулярные англиканские Богослужения начались в 1840 году: они происходили в Картинном зале Палаццо Лампедуза, служившем резиденцией английского консула. Когда консул переехал в Палаццо Кампофранко, туда же, в зал для бала, переместилось и место совершения Богослужений.
В 1871 году Джозеф Уайтэйкер и Бенджамин Ингэм заявили о своем намерении построить храм. Последний передал для строительства принадлежавший ему земельный участок напротив своего дома (который затем превратился в фешенебельный Отель Пальм - Hotel delle Palme). Ингэм не увидел начала строительства: он умер в 1871 году, а работы начались в 1872 году под надзором его вдовы Эмили. 19 декабря 1875 года в храме начались регулярные Богослужения. До 1962 году церковь находилась под патронажем семьи Уайтэйкеров: Джозефа, его сына Джошуа, брата последнего, а затем племянницы.
В самом храме самым интересным местом является апсида, украшенная мозаиками. В центре воскресший Христос, по правую и левую Его руку по 6 апостолов. Над ними вьется надпись "Приходящего ко Мне не изгоню вон". Над мозаиками пять окон, украшенных витражами, изображающими Христа перед Пилатом, Распятие, Воскресение, Вознесение и Пятидесятницу. На потолке можно увидеть Христа, четырех евангелистов, четырех отцов Церкви (Амвросия, Иеронима, блаженного Августина и Григория Великого). А на пилонах можно увидеть уже персонажей английской истории: Августина Кентерберийского, Уиклифа, Томаса Кранмера (не нашего любимого блогера!), Эдуарда VI и Елизавету I. Кое-что можно увидеть
здесь. Заодно и почитаете подлинный английский текст, который я Вам тут наспех перевел.
Свернув налево на одну из улочек (есть указатели), Вы сможете увидеть еще одну неоготическую церковь - свв. Петра и Павла, тоже конца XIX века. По ней информации я не нашел, кроме очень сбивчивой статейки в итальянской Вики. Так что только пара фоток.
Неплохо я Вас от темы увел, не правда ли? В следующий раз, так и быть, будет настоящая готика, даже более того, стиль кьярамонте.