Самая зрелищная достопримечательность Венозы - это Incompiuta, "Незавершенная" новая церковь аббатства св. Троицы. Этот грандиозный недострой включен в состав археологического парка.
Ранняя история бенедиктинского монастыря св. Троицы смутна. По неясным причинам первые Отвили выбрали именно это аббатство в качестве фамильной усыпальницы, а посему монастырь стал богатеть. Монахи решили воспользоваться свалившимися на них деньгами для перестройки своего храма. Но не рассчитали сил; видать, евангельский отрывок Лк. 14:28-30 редко читался на мессе. Строительство очень медленно продвигалось в течение XII-XIII веков, к этому моменту Отвили вымерли, трагически погибли и их наследники Гогенштауфены, королям же из Анжуйского дома не улыбалось строить памятники тем, чьих потомков они поубивали. Ну а предоставленный сам себе монастырь со стройкой не справился и стал хиреть. В 1297 году аббатство было упразднено буллой папы Бонифация VIII, а имущество было передано рыцарям-госпитальерам. Рыцари обосновались внутри городских стен Венозы, а своими загородными владениями пренебрегали: за долгие века недострой обогатился лишь порталом (XIV век) и колокольней (XVI век). Так и осталась новая церковь Незавершенной - памятником тщете человеческих амбиций.
Итак приступим.
Эту фотографию вы уже видели: слева от колокольни находится старая церковь аббатства.
А вот все, что правее колокольни, - это Инкомпьюта.
Новая церковь должна была быть трехнефной, с мощным трансептом, большим пресвитерием и деамбулаторием (это мудреное слово означает круговой обход вокруг пресвитерия, напомню; в готических церквах этот деамбулаторий усложнится еще венцом капелл).
Перед нами апсида в профиль.
При строительстве использовались материалы из близлежащих развалин, только успевай замечать:
Вот мы внутри нашего недостроя:
Апсида - прямо перед вами. Справа видно начало деамбулатория: пилон, колонна и пара арок; слева работы были прерваны в самом начале - есть только одна арка и основание пилона.
Вот правая часть деамбулатория:
К стене прислонены многочисленные колонны. Поскольку кровли нет, можно рассматривать капители при нормальном освещении.
Снаружи колокольня кажется слишком простой, изнутри видно, что ее просто наспех сложили поверх наружной стены Инкомпьюты. А вот за колокольней скрыватся наиболее готовая, если можно так говорить о недострое, часть здания:
Обратите внимание на мощный пилон слева: он должен был держать на себе средокрестие - стык нефа и трансепта. Справа же можно усладить взор античными колоннами.
Можно попробовать рассмотреть резьбу на балках, которые должны были держать то ли балкон, то ли матронеум. Если бы храм был построен, то в этом месте было бы темно, как в танке, а в нынешнем виде, без кровли, светло и все видно.
И вновь следы былого:
Кадр для понимания ситуации:
Перед нами апсида старой монастырской церкви, вся махина Инкомпьюты - у фотографа за спиной. Т.о., новый храм был задуман как продолжение, удлинение старого; они имеют общую ось симметрии. После завершения строительства новой церкви старая должна была или быть разрушена, или включена в состав новой. В большинстве случае, когда новая церковь строилась взамен старой, так и происходило: пока новый храм строился, богослужения продолжались в старом, а после освящения нового здания старое утилизировали одним из двух указанных способов. В Венозе же мы видим очень редкую картину: новую церковь так и не достроили, так что старая продолжает существовать. Напомню, что самый уникальный случай был
в Сиене: новый собор строился перпендикулярно оси старого, так что по завершении работ старый собор должен быть стать трансептом нового, выполнение грандиозного замысла сорвали эпидемия чумы и последовавший экономический кризис (2020 Слышите, адепты секты св. Карантина? После устроенной вами паникодемии нам еще экономический кризис предстоит).
Выходим через портал XIV века, устроенный уже госпитальерами.
Последняя на сегодня сполия - лангобардского, как пишут, происхождения:
Ну как, прочувствовали всю мощь незавершенной церкви? Оценили грандиозность и тщетность человеческих усилий? Поняли, что значит: Се, оставляется дом ваш пуст? Познали, как отвратительна мерзость запустения? Главное в строительстве - бесперебойное финансирование; это первое, что я понял, когда пришел на работу 20 лет назад.