Обычно я стараюсь сдержать данное слово, но не всегда получается. В прошлом году после неудачного приезда в Агридженто
воскресным днем я пообещал читателям приехать сюда еще раз в нормальное время и показать интерьеры нескольких интересных церквей. Задача выполнена, и я постараюсь вам показать, насколько интересен сам город Агридженто, мимо которого ежедневно проезжают толпы туристов, стремящиеся в Долину храмов.
Первой церковью у нас будет Санто-Спирито - монастырская церковь Св.Духа. Монастырь существует до сих пор (правда, теперь он занимает лишь часть обширного комплекса), и желающие могут даже остановиться в одноименном B&B, принадлежащем монахиням. БОльшая же часть монастыря ныне принадлежит муниципалитету, здесь устроен любопытный музей, и проводятся музыкальные вечера. В монастырь мы пойдем в следующий раз, а начнем с церкви.
Монастырь Св. Духа основан в конце XIII века Маркизией (это так ее звали!) ди Префольо, женой графа Федерико Кьярамонте. Кьярамонте, напомню, были одной из знатнейших семей Сицилии французского происхождения (Кьярамонте - это итализированное "Клермон"); они были графами Джирдженти и Модики, контролировали Палермо. Столетием позже, в царствование юной королевы Марии, граф Манфреди III был одним из четырех регентов королевства. А вот его сын Андреа поставил не на ту лошадь: он сначала пытался не допустить брака Марии с ее арагонским кузеном Мартином, а когда этот брак все же состоялся, хотел воспрепятствовать Мартину и Марии взять реальную власть над островом. Итог был печальным: Андреа проиграл и был казнен в Палермо (мы с вами
побывали в его дворце Кьярамонте в Палермо, там еще камеры узников инквизиции показывают). Кьярамонте для Сицилии - это не просто некогда славный род, столь трагически пресекшийся: по имени этой семьи назван стиль кьярамонтано - готика, впитавшая в себя арабо-норманнские черты. Образчик этого стиля мы с вами увидим в монастыре чуть позже. А вот интерьер церкви Св.Духа был перестроен в барочную эпоху, и там никакого кьярамонтано не осталось. Зато там есть лепнина прославленной семьи Серпотта. Мы уже наслаждались работами этого семейства в Палермо (оратории
Сан-Меркурио,
Санта-Чита и
Сан-Лоренцо, церковь
Сант-Агостино), а сейчас пришла очередь увидеть их труды в Агридженто.
Внешность опять-таки обманчива:
Портал церкви - вот оно, кьярамонтано!
На входе (если церковь открыта) вас будет поджидать полноватая дружелюбная монахиня с вопросом: "Вы откуда?". Я только настроился на длинный разговор о далекой заснеженной России, в которой, представьте себе, даже медведи знают об Агридженто, как выяснилось, что вопрос был лишь прелюдией к требованию: вход платный, дайте, сколько не жалко. Заплатить за вход стОит, на мой взгляд.
Маленькая однонефная церковь забита лепными фигурами и панно Серпотты. На всякий случай напишу для тех, кто не пошел по ссылкам: всё, что вы увидите, это не резьба по камню; это всё вылеплено из штукатурки!
Обходим храм по часовой стрелке.
Боковой алтарь. Картины в данном случае мало интересны, смотрите на лепнину!
Первая "сценка" - Сретение. Напомню, что это - фирменный почерк Серпотты: встраивать панно в нишу, тем самым создается как бы маленькая театральная сценка, на которой разыгрываются сцены из Писания или житий.
Детали Сретения:
Следующий боковой алтарь - Распятия. За Распятием помещены многочисленные реликвии святых - так часто делали на Сицилии.
Деталька:
Второе панно - Бегство в Египет
И его детали:
Главный алтарь:
Детали:
Следующее панно - Рождество Христово
Детали:
Еще один боковой алтарь:
Последнее панно - Поклонение волхвов
Детали:
Второй ярус стен прорезан чередой окон, а между окнами Серпотта поместил аллегории добродетелей. Окна по левой стене сейчас заложены, а потому левая стена хорошо сфотографировалась, а вот в правой - окна настоящие, и слепящее солнце оставило вас без снимков. Так что смотрим только левую стену:
Мы с вами люди опытные и понимаем, что решеточки скрывают окна, через которые монахини могли слушать богослужения, оставаясь невидимыми для посторонних. Для этой же цели - невидимого участия в службах - предназначены хоры:
Ну а в следующий раз мы с вами зайдем в монастырь; там никакого барокко не будет вообще. Впрочем, признАюсь еще раз: насколько я брезгую и пренебрегаю континентальным итальянским барокко, настолько же нежно я люблю наше барокко сицилийское . Когда с 30-градусной жары заходишь в прохладную церковь и рассматриваешь все эти замсловатые создания, на душе становится очень легко и умилительно. Частый аргумент противников барокко - ну как можно молиться перед такими, с позволения сказать, образами. Мой ответ простой - а зачем перед ними молиться, просто любуйтесь)))
PS Совсем забыл написать расписание, оно здесь очень необычное. В 2016-2017 годах летом церковь открывали для посетителей 9-30 - 11-30, 15-00 - 18-00, 18-30 - 19-00 (зимой только утром и с 15 до 17) по будням; в воскресенья и праздники только 15-00 - 17-00