Гравина-часть 1. Небольшая прогулка, собор, церковь Чистилища, скелеты и т.д.

Mar 01, 2017 22:40

Гравина попала в мой маршрут случайно, это был экспромт. Надо сказать, что этот город изучался мной при подготовке к поездке в Апулию, но статья о нем в Вики оказалсь очень куцей, фотографий там тоже было мало, и поэтому в обязательную программу Гравина не попала. На четверг 20 октября у меня была запланирована поездка в Матеру, а на обратном пути предполагалось заехать в Альтамуру поглядеть тамошний собор. То ли я быстро бегаю, то ли Матера - очень компактный городок, но уже около часа дня я выехал оттуда в Альтамуру. После осмотра Альтамуры можно было вернуться в Бари с честью - программа дня выполнена, но до заката еще было часа два, а Гравина находится совсем рядом с Альтамурой. Почему бы не заехать?

Напоминаю, что Гравина - конечная станция для поездов FAL, следующих сюда из Бари. На участке Альтамура - Гравина параллельно с FALовской узкоколейкой идет линия широкой колеи Джойя-дель-Колле - Роккетта-Сант-Антонио; сейчас эта вторая линия закрыта окончательно, вместо поездов здесь не так уж редко курсируют автобусы-поездозаменители; на момент моего визита от Джойя-дель-Колле до Гравины еще ходили поезда (один я даже видел!). Как и в Альтамуре, в Гравине станции широкой и узкой колеи находятся друг против друга, их разделяет заборчик. В оба города нормальная железка пришла раньше FALовской, и поэтому помпезный вокзал первой обращен к историческому центру, а к непритязательному FALовскому нужно идти под путями обеих железок по подземному переходу. Только в Альтамуре этот подземный переход функционирует, а в Гравине якобы ремонтируется (судя по величине кучи мусора на входе, ремонт слегка затянулся), и путь от станции FAL к центру очень нетривиален. Нужно идти по улице вдоль ж/д линии в ту сторону, откуда приехали; дойти до автомобильного туннеля, идти по означенному туннелю по узенькому тротуару, а затем проделать ту же дорогу вдоль путей, но в обратную сторону. Как водится, народ с поезда быстро разбежался, и мне пришлось догадываться о таком хитроумном способе попадания в город, на что было потеряно некоторое количество времени. Схема для тех, кто поедет по моим стопам.

Сразу же у станции FAL находится некогда загородная базилика Санта-Мария-делле-Грацие, построенная в 1602 году. Я снова дал маху: по пути "туда" я торопился и решил, что успею ее рассмотреть на обратном пути, а по пути "обратно" я шел уже в потемках.






Внутри там не слишком интересно, а вот фасад, как видите, нетривиален: он украшен огромным орлом - гербом епископа Винченцо Джустиньяни. Наверно, лучше всего храм фотографировать, если выйти на станцию широкой колеи; в этом случае можно будет "схватить" фасад целиком. Но уж как получилось, извините.
Когда-то, до постройки узкоколейки базилика находилась действительно в чистом поле, в Вики есть историческое ч/б фото. Вдали на той фотографии видны развалины замка (до него идти очень далеко)

Исторический центр Гравины с одной из сторон обрывается в ущелье, по дну которого течет одноименная речка (речка с таким же названием есть еще и в Матере). Течет речка достаточно громко: при прогулке по городу не покидает ощущение, что находишься рядом с текущим унитазом. По другую сторону ущелья находятся скалы с пещерными церквами: т.н. "Сетте Камере" (семь комнат). При наличии свободного времени (у меня его не было), на ту сторону можно перейти по мосту, построенному в 1743 - 1778 годах по образцу римских акведуков. Я к этому мосту добрался затемно, и идти по неосвещенному мосту в никуда (на "той" стороне никто не живет) я не решился. Зато в Вики есть фотографии "оттуда", можете оценить:





На обоих снимках в кадр попал т.н. бастион - сохранившаяся часть городских стен, на входе в него написано, что это - археологическая зона, так что, возможно, в светлое время суток внутрь можно войти.
Из пещерных церквей на "той" стороне лишь в одну можно попасть - это святилище Санта-Мария-делле-Стелле, устроенное одним из герцогов Гравины в память о рано умершей супруге. На "городской" стороне ущелья, прямо напротив бастиона, есть спуск вниз - к еще одной пещерной церкви - Санта-Мария-дельи-Анджели; в раздобытой мною туристической карте написано, что в апсиде этого храма даже сохранились фрески; можно ли попасть внутрь - я не ведаю.

Тут нужно заявить (честнее было это сделать в первых строках, но тогда никто бы не стал читать далее), что моего двухчасового забега по Гравине, да еще и на закате, было явно мало. Сюда придется еще раз вернуться когда-нибудь утром, попытаться разузнать в турцентре, как работают все эти гроты на "той" стороне, да и просто попытаться сфотографировать город "оттуда" - мне кажется, что виды здесь будут не хуже матерских. Вот одна фотография из все той же Вики, центр с собором снят из района Сетте-Камере:



Что же видел я сам,  - спросят меня читатели, - если я все время выкладываю фотографии из Вики? Ну мы же не первый день знакомы, дорогие читатели; я, разумеется, бегал по церквам. Гравина долгое время была центром епархии (список несомненных местных епископов начинается с 1092 года и тянется до 1986, когда епархия была объединена с соседней Альтамурой). Первый собор был построен графом Умфридом, родичем Отвилей, около 1092 года, но его (собор, а не графа) погубили сначала пожар 1447, а затем землетрясение 1456 года. Нынешний собор построен при епископе Маттео д'Аквино (занимал кафедру в 1482 - 1508 годах) и герцоге Фердинанде II Орсини (одна из ветвей знаменитого римского рода правила Гравиной с 1380 по 1816 год). В XVII-XVIII веках собор еще и перестраивали, так что сейчас мы имеем здание, в котором слились воедино немного Ренессанса и много барокко.
Далее будут мои фотографии)))






Окно-роза с 24 "лучиками" - это остаток первого, еще романского собора; Мадонна в центре и всякие цветочки с путти - это уже, понятное дело, барочными умельцами добавлено.
Центральный портал так и остался незавершенным, а вот боковые были выполнены в 1495 году (есть надпись на левом портале). Один из порталов украшен барельефом Христа воскресшего, другой - Христа страдающего (в данном случае, изображена сцена бичевания):






Внутри собор настолько барочный, что аж обидно:





За качество простите, было темновато, да еще и безлюдно, а потому дрожали ручки (еще запрут в соборе, и куда тогда звонить прикажете?)

Единственный обнаруженный мною не барочный элемент - это алтарный образ, а точнее барельеф 1468 года, изображающий введение Богородицы во Храм:



Статья в Вики утверждает, что под собором находится такая же по площади Soccorpo - подземная церковь с фресками 1633 года и оссуарием (о-о-о!), но никакой возможности туда проникнуть не было.

Площадь перед западным фасадом собора - очень маленькая (это можно увидеть на фотографии выше, сделанной с "той" стороны ущелья), а вот перед южным - вполне приличная. Кроме собора, на площади есть еще одна церковь Санта-Мария-делле-Доменикани (фото), епископский дворец и памятник самому славному уроженцу Гравины - папе Бенедикту XIII (на троне в 1734-1730 годах). Не всякому городу удалось подарить миру папу, а уж у кого получилось, те гордятся этим фактом (вспомните Краков и папу ИП2). Бенедикт XIII происходил как раз из гравинской линии Орсини, а читателям этого журнала он памятен, потому что пару раз восстанавливал из руин Беневенто

Бок о бок с епископским дворцом стоит еще одна церковь Санта-Мария-дель-Суффраджо или просто Пургаторио (т.е душ чистилища), построенная в 1649 - 1654 годах в качестве усыпальницы рода Орсини. До сей поры я не потратил в Гравине ни цента, но с этого момента местные жители решили обчистить карман единственного заехавшего сюда туриста. Вход в Пургаторио - платный (5 евро), в тот же билет входит посещение пещерной церкви Сан-Микеле-делле-Гротте. Я, признАюсь, ни за что бы не польстился на Пургаторио, но плакат на входе обещал чудесный оссуарий - груду костей плюс несколько усаженных вдоль стены скелетов. Читатели уже знают мои слабости: я не мог пройти мимо. Как оказалось, входной билет надо покупать не в самой церкви, а в расположенном неподалеку туристическом центре. Я внезапно стал аттракционом для местных старичков, сидевших на скамейке возле церкви: я шел по улице в сторону, где сей инфопункт должен был быть, а они кричали мне в спину, сколько еще шагов нужно сделать, и в какой момент нужно повернуть налево))) Девушка, сидевшая в тур.центре, любезно сообщила мне, что можно, вместо билета в Пургаторио и пещерную церковь Сан-Микеле, купить общий билет  за 10 евро, в который входит еще и посещение местного краеведческого музея, где есть фрески еще из одного пещерного храма. В общем, меня развели на 10 евро, и я еще и довольный оттуда ушел)))

Вот она какая, церковь Пургаторио:



Платить там совершенно не за что - банальное провинциальное барокко без всяких изюминок. Все интересное - это портал:



Для тех, кто не умеет читать, понятное объяснение, чему посвящена церковь:



Самое удивительное - это основание колонн:


Я поначалу решил, что скульпторы в своем реализме пошли дальше скелетов над порталом и изобразили крыс, посредством которых умершие Орсини превращались в оные скелеты. Гид объяснил, что это не крысы, а медведи - "говорящий" герб Орсини (orso - это медведь по-итальянски).

Все заметили слово "гид"? Да-да, за свои 10 евро я заполучил аж двух индивидуальных гидов: один водил меня в пещерный храм Сан-Микеле, а другой (точнее, другая) показывал мне краеведческий музей. С пещерным храмом получилось неловко: в кои-то веки мне позволили фотографировать, но уже стремительно темнело (сравните снимки собора и Пургаторио, а ведь их разделяют не более 15-20 минут), и без вспышки ничего не вышло. Поэтому просто расскажу. Церковь в честь Михаила Архангела была устроена в VIII - IX веках. В 860-каком-то году (уже забыл, склероз!) Гравина была захвачена сарацинами (вы же помните, что Бари недолгое время был столицей арабского эмирата), и местных жителей, не пожелавших перейти в ислам, перебили. Вот их-то останки и сложены в кучу в пещерном храме, а несколько целых скелетов "усажены" вдоль стены. Каждый год 8 мая, в день явления Михаила Архангела на Монте-Гаргано (эту историю я рассказывал ), в церковь Сан-Микеле-делле-Гротте из собора идет крестный ход, и здесь совершается литургия в память о местных мучениках. Еще в пещере сохранились несколько фресок, и одна из них - даже византийская. Увы, было уже темно! Вывод: в Гравину нужно все же приезжать утром, а не после обеда.

На этом я прервусь. В следующий раз мы с вами посмотрим фрески из пещерной церкви Сан-Вито-Веккьо, перенесенные в музей. Там-то было светло, и тамошний гид (вернее, тамошняя гидша) не устоял(а) перед моими мольбами и позволил(а) эти фрески сфотографировать. Так что в следующий раз будет эксклюзивный репортаж.

Гравина-ин-Пулья, Апулия

Previous post Next post
Up