Этот очерк у нас будет сплошь историческим, немного истерическим и вне всякого сомнения благочестивым. Количество картинок вас приятно удивит.
Кафедральный собор Беневенто стоит на месте древнего Капитолия. Раскопки, проводившиеся в 50е годы одновременно с восстановлением собора, а затем еще и в начале XXI столетия, явили фундаменты начала VI века. В VIII столетии первоначальная церковь превратилась в крипту, а над ней был построен собор, освященный при епископе Давиде (782-796) и князе Арехисе II (774-787). Князь Сико (817-832) превратил собор в трехнефный и украсил его античными мраморными колоннами, а его сын Сикард (832-839) продолжил работы по наведению благолепия. Источники не сообщают, но по логике вещей именно здесь должны были поместить украденные из Неаполя мощи святого Януария. В X-XIII веках собор продолжали перестраивать, именно к этому временному промежутку относятся кампанила и романский фасад; в XIV столетии в соборе появились два амвона в стиле косматеско.
30 ноября 1456 года собор был разрушен землетрясением, но уже 4 ноября 1473 года вновь освящен. В результате этой перестройки собор стал пятинефным.
Занимавший беневентскую кафедру в 1643-1673 годах Джован Баттиста Фоппа заново украсил собор: на смену Возрождению пришло барокко, с того времени безраздельно здесь царствующее. Два ближайших преемника Фоппы слишком мало пожили, а вот третий - Пьетро Франческо Орсини - занимал кафедру в 1686 - 1724 годах, а потом вплоть до своей кончины в 1730 году был в Беневенто апостольским администратором. Почему Орсини превратился из архиепископа Беневенто в администратора? - спросите вы. Отвечу: потому что 29 мая 1724 года он стал папой Бенедиктом XIII. Более чем 40-летнее правление Орсини оставило значительный след в истории города: в описании любой городской достопримечательности вы обязательно встретите его имя. Тут дело даже не в его духовных дарованиях (честно говоря, я в его биографию пока не лазил), а в особых обстоятельствах, выпавших на его годы. 5 июня 1688 года чудовищное землетрясение практически полностью разрушило Беневенто, и Орсини отстраивал город с нуля. Уже 26 мая 1692 года вновь отстроенный собор был вновь освящен. Но в 1702 году землетрясение, хоть и меньшей силы, повторилось, так что будущему папе пришлось строить собор во второй раз.
Итак после реставрации, последовавшей за землетрясением 1702 года, собор Беневенто был пятинефным, с романскими фасадом и кампанилой, а также роскошным барочным интерьером. Вот таким мы с вами должны были бы его увидеть, если бы не враги рода человеческого.
Таковыми я считаю летчиков наших англо-американских союзников, которые, получив задание уничтожить стратегически важный мост Ванвителли, вместо этого стерли беневентский собор с лица земли (12-14 сентября 1943 года). Меня, признаться, всегда удивляло, что поляки ненавидят нас, хотя мы и спасли их Краков от разрушения, потому что в то же самое время итальянцы, по неведомым мне причинам, любят союзников, хладнокровно и бездушно разрушивших огромное количество бесценных памятников истории (мы с вами еще в
Монте-Кассино не доехали; там вообще имело место преступление против человечества). Уцелел неким чудом только романский фасад, который был укрыт мешками с песком.
Собор отстроили с нуля в 1950-1960 годах, 1960-1965 годы ушли на его отделку, 28 июня 1965 года здесь возобновились богослужения, а освящен он был только в 1987 году. Так что, к нашей общей радости, собор вновь на месте и даже закрыт подлинным фасадом, но, к нашей общей скорби, все, кроме фасада, представляет собой новодел, в лучшем случае лишь имитирующий оригинал.
Надеюсь, что вы все же читали сначала, а не перешли сразу к картинкам))) Иначе вы не поймете, почему интерьеров собора на фотографиях нет. Зато фасада будет много, потому что это - подлинный конец XIII века:
А вот приглядевшись поближе, я внезапно понял, куда же ушли мраморы древнего Беневента))) Так же как и ранние средневековые надгробия, которых, наверняка, в соборе было много. Весь найденный мрамор строители XIII века пустили на облицовку:
Там, где на фотографиях видны часы, это, понятное дело, уже кампанила в объектив попала.
Ну и немного архитектурных деталек для любителей:
По злой иронии судьбы романский фасад открывается на неширокое корсо Гарибальди, по которому ездит транспорт, а на противоположной стороне еще и новый дом строится. Так что разглядывать детальки нужно с осторожностью. А соборная площадь, в данном случае называющаяся пьяцца Орсини, находится слева от собора. Вот там можно гулять, сколько душе угодно, но смотреть там абсолютно нечего - стены 1950х годов пока еще шедеврами архитектуры не стали. Собор открывается после 16-00, и ради того, чтобы попасть вовнутрь, я даже пренебрег музеем Саннио. Увы. музей был бы гораздо интереснее, т.к. внутри собор - чистый новодел.
После пьяццы Орсини корсо Гарибальди превращается в пешеходную улицу - прекрасный променад, на который, едва начало темнеть, вышли жители Беневенто. Такие вот бесцельные прогулки с целью "себя показать, и других посмотреть" с таким добрым юмором описаны Мортоном (мне запомнился его рассказ о Перудже), что пересказывать уж не буду.
По пути справа можно видеть здание, связанное, по крайней мере по имени, с еще одним папой - палаццо Паоло Квинто, то есть дворец Павла Пятого, того самого Боргезе, чей всемогущий племянник-кардинал собрал для себя нас знаменитую коллекцию на своей вилле у римских стен. Сам же Павел V, в бытность свою кардиналом Боргезе, занимал пост папского наместника в Беневенто и построил для себя эту скромную хижину:
Чуть дальше по корсо Гарибальди стоит базилика Сан-Бартоломео, под алтарем которой, как считается, покоятся мощи апостола Варфоломея. Первая церковь в честь святого Варфоломея была пристроена к собору слева (то есть находилась на месте современной пьяцца Орсини) в 839 году при князе Сикарде и епископе Урсе. В 1122 году ее сменила новая базилика, уже стоящая отдельно от собора, но на той же площади. То было романское здание с полами косматеско и стенами, украшенными полихромным мрамором. В 1430 году базилику увенчали три купола. Все это великолепие 5 июня 1688 года...правильно, рухнуло. Кардинал Орсини вновь отстроил церковь, но она еще раз была разрушена вторым землетрясением - в 1702 году.
В 1726-1729 году церковь в честь апостола Варфоломея построили на ее нынешнем месте, а освящал ее все тот же Орсини, но уже будучи папой Бенедиктом XIII. О новом здании можно сказать одно - типичное барокко, как снаружи, так и изнутри.
Конечно, если бы Сан-Бартоломео была бы первой увиденной мною барочной церковью, уж я бы ее излазил вдоль и поперек. В сложившейся ситуации - увы, мы такое уже видали)))Так что покажу вам лишь алтарь с окошком, через которое можно видеть саркофаг с мощами апостола:
Как я понял, бОльшая часть мощей - там, за решеткой. А вот какую-то часть пометили в реликварий, чтобы можно было свечки ставить, целовать, носить по улицам и прочая. Но никакой ПГМ не в силах остановить полет фантазии художника, вы только посмотрите, какой ножик!
С Варфоломея, как вы помните, живьем содрали кожу. Ножик - типичное для иконографии символическое напоминание о том, как именно пострадал мученик.
Ну а мы с вами прервем наш благочестивый тур и погрузимся в античность: пойдем глядеть арку Траяна.