Уж не знаю, как так вышло, но я ни разу не показывал читателям северные врата собора Монреале. Западные, работы Боннано Пизано,
были, а северные, выполненные Баризано из Трани, как-то выпали из рассказа.
Так уж получилось, что до XII века никто в Южной Италии не умел делать бронзовые врата, их выписывали из КПоля и привозили морем. И вот в конце XII века в Трани появился мастер Баризано, вдохновившийся программой импортозамещения сумевший с задачей справиться. От Баризано не осталось, увы, ничего - ни биографии, ни изображений, ни могилы; зато его имя увековечено на трех бронзовых вратах - в
родном Трани, в Равелло и в Монреале.
В настоящее время вход в собор Монреале организован именно через северные ворота, и поэтому в часы, когда собор открыт, ворота не рассмотреть, так как в дверях постоянно кто-то толчется. Но как-то я оказался в Монреале во время сиесты, и результаты того визита представлены ниже.
Левая створка:
Отдельные фрагменты:
Вполне возможно, что ворота реставрировали в более позднее время - сомнительно, чтобы во времена Баризано у прелатов были такие сложные гербы (дважды попадаются). Зато остальные сцены и изображения не оставляют никаких сомнений в авторстве Баризано - достаточно сравнить с аналогичными из Трани.
В следующий раз я покажу вам врата из Равелло, а потом мы вернемся в Апулию.