Болонья - часть 8. Ораторий Санта-Чечилия

Apr 03, 2016 23:56

Несколько предыдущих рассказов о Болонье были, что называется, "многабукафф". Поэтому сегодня у нас маленькая художественная пауза: мы посмотрим болонскую "Сикстинскую капеллу" (неофициальное шутливое прозвище), а точнее ораторий Санта-Чечилия.

Я об этом еще не рассказывал, но наверняка все и так знают, что Болонья - это город портиков. Здесь можно исходить весь исторический центр, лишь на перекрестках видя голубое небо, а по бОльшей части над головой будут бесконечные аркады портиков. В мой приезд портики очень пригодились: несмотря на дождь, зонтик в Болонье можно было и не открывать, ибо под портиками не каплет.

Так вот проходя под портиком церкви Сан-Джакомо-Маджоре, не поленитесь заглянуть в подворотню:


Там вас ждет маленький приятный сюрприз - расписанный лучшими мастерами своего времени (1505-1506) ораторий Санта-Чечилия. Не беда, что большинство имен авторов мы с вами никогда не слыхали; от нашего простительного невежества ораторий хуже не станет. Вечером в оратории проходят концерты камерной музыки, а с 10 до 18 каждый день сюда можно попасть совершенно безвозмездно. К сожалению, за бесплатность приходится платить строгим запретом на фотографирование (за этим строго следят), но, теперь уже к счастью, нашлись герои, которые то ли напоили, то ли оглушили, то ли соблазнили смотрителя, все фрески сфотографировали и выложили на общедоступный викисклад. Любуемся вместе.
Росписи оратория посвящены истории титульной святой - Цецилии и пострадавших с ней Валериана и Тибуртия.



Автор - Франческо Франчиа.
Юная христианка Цецилия, происходящая из знатной патрицианской семьи, выходит замуж по настоянию родителей за богатого языческого юношу Валериана.



Автор - Лоренцо Коста
В первую же ночь Цецилия сообщает молодому мужу, что она христианка, и что никакого секса не будет от слова "совсем". Огорошенный Валериан мог бы жену напоить, побить, пригрозить, а он вместо этого взял да и уверовал во Христа. На картине Валериан преклоняет колена перед папой Урбаном.



Авторы - Джованни Мария Кьодароло и Чезаре Тамароччо.
Валериан принимает святое крещение от папы Урбана.



Авторы - Баньякавалло и Бьяджо Пупини
Ангел венчает юную, теперь уже христианскую, чету венцами. Впрочем, это венчание не имело никаких последствий для супружеской жизни молодых: теперь уже оба пожелали жить в девстве.



Автор - Амико Аспертини
Валериан и его брат Тибуртий, тоже уверовавший, обезглавлены по приказу префекта Турция Алмахия



Тот же Амико Аспертини.
Погребение Валериана и Тибуртия



Авторы - уже упоминавшиеся ранее Баньякавалло и Бьяджо Пупини
Префект Алмахий теперь призывает на суд Цецилию. Вместо суда происходит диспут, текст которого чудом сохранился можно найти в "Золотой легенде". Разумеется, Цецилию переубедить невозможно - она готова умереть за Христа.



Автор - Лоренцо Коста
Перед казнью Цецлия раздает свое имущество бедным



Авторы - уже упоминавшиеся Джованни Мария Кьодароло и Чезаре Тамароччо.
Первоначально Цецилию хотели умертвить, заперев ее в натопленной бане, но через три дня она была найдена там жвиой и невредимой (художники как-то странно представляли себе римскую баню). Тогда святую пытались обезглавить (видите слева мужик занес над ее головой меч?), но и этот способ не сработал: Цецилия была лишь ранена, а затем просто умерла от ран.



Автор - Франческо Франчиа.
Погребение святой Цецилии. На самом деле все было не так: мы-то с вами были и в ее базилике в Трастевере, и на месте её первоначального погребения в катакомбах Сан-Каллисто.

Надеюсь, что вам понравились фрески.
Не могу того же сказать про сюжет. Перед нами, судя по всему, вольная легенда о возможно выдуманном персонаже. Болландисты, по крайней мере, вообще сомневаются в существовании Цецилии; по их мнению, титульная базилика в Трастевере просто называлась по имени семьи, в доме которой была обустроена. Ну а в последующие века базилика Цецилиев по незнанию превратилась в базилику Цецилии, после чего и было придумано житие. Само житие - это набор штампов и околоцерковных суеверий: здесь и гнушение физической стороной брака, и зверства фашистов римских палачей, и раздача имущества перед смертью. Вот никогда не мог понять, в чем состоит подвиг передачи Церкви (ну или раздачи нищим) имущества перед смертью, а то и по завещанию после смерти. Ведь даритель в этом случае вообще ничем не жертвует, его благочестивый порыв оплачивается из кармана наследников. В общем, мыльная опера на этот сюжет получилась бы отличная, а вот пример для подражания мне кажется никудышным.

Далеко уходить не будем, в следующий раз зайдем в базилику "за углом" - Сан-Джакомо-Маджоре.

Болонья, Эмилия-Романья, Оратории

Previous post Next post
Up