Еще один рассказ, преимущественно состоящий из картинок, посвящается большой болонской церкви Сан-Джакомо-Маджоре - соседке оратория Санта-Чечилия.
Церковь Сан-Джакомо-Маджоре и примыкающий к ней монастырь была основаны монахами-августинцами в 1267 году, строительство храма завершено к 1315, апсиду достроили в 1343, а в в 1344 году церковь была освящена. В 1804 году августинцы были вынуждены покинуть монастырь, и там обосновалась городская консерватория. В 1824 году августинцам вернули часть обители, но в 1860 году они потеряли монастырь окончательно, оставаясь лишь хранителями церкви.
Сан-Джакомо-Маджоре представляет собой огромную однонефную базилику с 35 капеллами и является переходной формой от романского стиля к готическому. Из несомненной готики здесь можно выделить амбулаторий, то есть проход вокруг пресвитерия с венцом капелл, - очень нечастое явление в Италии. Большинство капелл созданы уже в эпоху Ренессанса.
К сожалению, августинцы не только декларируют запрет на фотографирование внутри храма, но и достаточно жестко контролируют соблюдение этого запрета. Поэтому я опять вынжуден прибегнуть к снимкам с Викисклада - все-таки каким-то героям удается иногда оставить излишне бдительных смотрителей с носом)))
Гробницу Никколо Фава (1438) работы Якопо делла Кверча ищите за пресвитерием. Я четко помню, какой там царил мрак, а посему двойное, нет, тройное "спасибо" тому герою, что смог ее качественно заснять.
Самое ценное, что есть в Сан-Джакомо-Маджоре, сосредоточено в капелле семьи Бентивольо, в течение 1401 - 1506 годах правившей Болоньей. Фамильная капелла построена в 1463-1468 годах по проекту Паньо ди Лапо Портиджани да Фьезоле (Pagno di Lapo Portigiani da Fiesole), исследователи видят в замысле влияние Брунеллески.
В обычное время капелла выглядит так:
Именно так, через решетку, я ее и разглядывал во вторник 5 января 2016 года. Чтобы вам не пришлось, подобно мне, лобызать решетку, даю на водку наводку: капеллу открывают для посетителей только по субботним утрам. Самое обидное, что именно в субботу 2 января я в основном Болонью и изучал, так что вполне мог увидать капеллу вживую. Но...В общем, кто владеет информацией, то владеет миром; пользуйтесь на здоровье.
Левая стена капеллы - это две фрески Лоренцо Коста, написанные в 1490 году:
Одна из фресок - это Триумф славы (Trionfo della Fama)
Вторая - это Триумф смерти (Trionfo della Morte)
Задняя стена капеллы - это, помимо всего прочего, алтарынй образ кисти Франчиа и фреска в люнете всё того же Лоренцо Коста:
На правой стене можо видеть Пала Бентивольо - Мадонну с предстоящим ей семейством Джованни II Бентивольо - работы Лоренцо Коста, а аткже терракотовый памятник Аннибале I Бентивольо (о нем можно можно прочесть здесь:
https://it.wikipedia.org/wiki/Annibale_I_Bentivoglio, есть и неплохой русский вариант).
Аннибале I был сыном убитого Антона Галеаццо Бентивольо, после нескольких лет скитаний на чужбине он вернулся в Болонью, сумел свергнуть тогдашнего правителя Никколо Пиччинино и сам стал правителем города (1443), но уже в 1445 году был убит заговорщиками. Его сын Джованни II (
https://it.wikipedia.org/wiki/Giovanni_II_Bentivoglio) по достижении совершеннолетия стал в свою очередь править Болоньей (1463), но в ходе Итальянских воин был изгнан из родного города соединенными силами короля Людовика XII и папы Юлия II (1506). В 1511-1512 годах два сына Джованни II Аннибале II и Эрмес (на семейном портрете они - крайние справа) сумели вернуть себе контроль над городом, опять бежали, затем еще несколько раз безрезультатно пытались вернуться.
Надо сказать, что из-за школьных учебников по истории мы плоховато представляем себе историю этой части Италии. Нам упорно красили всю центральную Италию в цвета Папского государства, так что мне казалось, что папы всегда правили стабильной большой державой. Оказалось же, что Эмилия-Романья более или менее утихомирилась лишь после Итальянских воин, до этого же чуть ли не в каждом городе сидели свои собственные синьоры - лишь номинально папские вассалы, непрестанно воевавшие друг с другом. История болонских Бентивольо - яркий тому пример.
Есть здесь еще и памятник Антона Галеаццо Бентивольо (
https://it.wikipedia.org/wiki/Anton_Galeazzo_Bentivoglio). Этот синьор был настолько опасен для папы, что убили его аж по приказу папского легата. Для столь славного предка Бентивольо не поскупились на роскошную гробницу, изаянную Якопо делла Кверча:
Детали (кто все эти люди?):
Я не вижу ваших горящих глаз, дорогие читатели, но что-то мне подсказывает, что вы уже готовы рвануть в Болонью, дабы увидеть капеллу Бентивольо собственными глазами. Помните: у вас есть возможность проникнуть за неумолимую решетку только в субботу !