Помимо почти не известных массовому туристу архитектурных шедевров на Целии есть и целый парк - вилла Челимонтана. В нее можно попасть двумя способами: одни ворота находятся сразу же за церковью Санта-Мария-ин-Домника (слева от нее), вторые - у базилики Санти-Джованни-э-Паоло. Не стоит искать в этом парке какие-то неожиданные ландшафтные решения или редкостные деревья, но сама возможность передохнуть от города и (прошу пардону, чистая физиология) посетить бесплатный МЖ стоит того, чтобы ее отметить. Собственно здание виллы занято сейчас итальянским географическим обществом.
Если же на парк времени нет, можно вернуться к арке Долабеллы (см. ранее) и нырнуть в нее. Путь будет проходить по типичной для римского захолустья улице - узкой щели между двух каменных изгородей. Эта улица совершенно неожиданно выводит на уютную площадью перед церковью. Это и есть базилика Санти-Джованни-э-Паоло (святых Иоанна и Павла). Никакого отношения к прославленным апостолам базилика не имеет: она освящена в честь двух римских мучеников, римских братьев-офицеров, отказавшихся приносить жертвы богам своих отцов (
http://www.pravenc.ru/text/471229.html). Поскольку имена этих мучеников попали в канон римской мессы, святые Иоанн и Павел являются "широко известными" (простите за словесный штамп) в западном мире.
Выглядит это все так:
Базилику удачно отреставрировали, вернув ей романский фасад, так что любителям старины есть на что полюбоваться. К интерьеру эти слова не относятся: там сплошные Ренессанс с барокко, так что, если времени в обрез, можно даже и не заходить. Только полюбуйтесь львами у входа:
На мой взгляд эти некогда молодые львы старели вместе с базиликой и сейчас выглядят немного обрюзгшими и всем недовольными дедушками с лавочки у подъезда.
Красива кампанила церкви: она вопреки традиции стоит отдельно и, к тому же, поставлена на месте бывшего языческого храма божественного Клавдия (того самого, мужа Мессалины, а затем Агриппины Младшей - он в силу своего статуса по смерти стал богом). Видите, внизу каменные блоки - это и есть останки Клавдия развалины античного храма.
А еще в кладку кампанилы вмонтированы зеленые и синие тарелочки. На момент строительства это был писк моды: тарелочки импортировали с Востока, были они безумно дороги, так что благотворители, отказавшиеся от еды из таких тарелок и отдавшие их Церкви, были, видимо, очень благочестивыми.
Улица, по которой мы пришли на площадь, продолжается дальше и ныряет в своеобразный туннель, образованный арками-контрфорсами базилики:
Снято, правда, с другого конца улицы (иными словами, базилика слева; вдали видны ворота на виллу Челимонтана). Если кто не знает о контрфорсах, скажу, что иногда средневековые архитекторы ошибались в расчетах, и стены начинали отклоняться от вертикали. Для спасения положения и более правильного распределения нагрузки на стену и были придуманы контрфорсы. Красиво и практично. Так что те арки, которые окружают прославленные готические соборы, не столько украшают, сколько спасают здания от, как это сейчас принято говорить, коллапса.
Под этими арками внимательного туриста ждет еще один сюрприз. Свернув в нужную дверь (все указатели на месте, вход, увы, платный), можно посетить неплохо сохранившийся античный римский дом. Поскольку на нем построили базилику св. Иоанна и Павла, существует предположение, что эти святые здесь и жили в незапамятном IV веке. Дом ценен своими неплохо сохранившимися фресками. Вообще здесь фотографировать нельзя, но, поскольку христианин имеет уж всяко бОльшие права на дом мучеников, чем римский муниципалитет, я позволил себе втайне пощелкать.
и т.д., и т.п.
Поскольку втихую сделанные фотки навряд ли передадут впечатление от ярких и многоликих ( много героев) римских фресок, предлагаю все же не жалеть денег и посмотреть своими глазами.