Cанта-Мария-ин-Домника - мозаики умилительные и поучительные

Nov 19, 2010 13:27

Следующий пункт программы при осмотре церквей Целия - это Санта-Мария-ин-Домника (Santa Maria in Domnica). Я по умолчанию предполагаю, что карта Рима у тебя в руках, дорогой читатель, поэтому описываю маршрут размашисто. Вышли из ворот монастыря, свернули налево и налево, оказались на улице, идущей под стенами обители. По этой улице нужно пройти до второго перекрестка и свернуть налево. Если действовали правильно, то попадаем на улицу Челимонтана (Celimontana). Название улицы - говорящее, потому что она ведет в сторону еще одной местной жемчужины - виллы Челимонтана, очень красивого сада, в окрестностях которого мы и будем кружить.
Итак слева по курсу - военный госпиталь (наверно, потому что явно лечебное заведение, но кругом полно военных машин). Справа - остатки римского акведука в виде стены со своеобразными глухими арками. Одна из арок является настоящей, это арка Долабеллы, в нее ныряет улица, по которой мы потом пойдем Санти-Джованни-э-Паоло глядеть:


Пока что нырять сюда вслед за улицей не будем, а пойдем вдоль стены дальше. Внимание - машины! Улица, по которой мы теперь идем,зовется виа Клаудиа и проложена специально для автомобилистов, объезжающих римские пробки. Так что не дайте себе погибнуть под колесами.

Если эта нелепая смерть миновала тебя, о читатель, то тебе в качестве награды средневековая мозаика на стене: Христос освобождает рабов.


Откуда она здесь, я не ведаю, но путеводитель "Афиши" ехидно видит в ней истоки современной политкорректности. Рабов-то двое, белый и черный афроевропеец. Еще пара шагов - и мы пришли:


Это и есть Санта-Мария-ин-Домника. Фасад, как водится, достаточно новый - XVI век. Но интересен здесь не фасад. Как утверждается, церковь построена не позднее VII века, но украсил ее уже в IX веке папа Пасхалий I. Это папа правил Римом тогда, когда в Византии свирепствовало иконоборчество. Гонимые греческие монахи драпали от преследователей и оседали в Риме. Пасхалий I умело воспользовался ситуацией и использовал знания и умения иконопочитателей в "мирных целях" - украшении римских базилик, не забыв при этом и о себе любимом. Благодаря своему гостеприимству Пасхалий остается самым узнаваемым папой раннего Средневековья: его портреты можно видеть в трех церквах - Санта-Прасседе, Санта-Мария-ин-Домника и Санта-Чечилия-ин-Траствере. Так что добродетель иногда вознаграждается.
Итак в апсиде церкви можно видеть великолепную мозаику IX века (это ее главная часть - конха апсиды):



Необычностей этой мозаики несколько:
1) в центре не Христос Вседержитель (как в двух др. "пасхалиевых" базиликах, а Богородица)
2) фон мозаики - не золотой, как это обычно бывает на византийских мозаиках, а зелено-голубой (до этого я, по крайней мере, такого не видал).
Действующие лица, думаю, не нуждаются в индивидуальном представлении. Это - Богородица с Младенцем, 12 апостолов. А вот фигура у  ног Пречистой - это и есть папа Пасхалий I. Как и в других базиликах, он изображен с квадратным голубым, а не круглым золотым нимбом, т.к. в момент изготовления мозаики был еще жив.
Ну а теперь вся мозаика полностью: конха апсиды + триумфальная арка:


Фигуры по бокам, кстати, это Моисей и Илия. Интересно, что Илию не всегда изображали седобородым старцем. Здесь он (справа) вполне благообразный юноша.

Для тех, кто сюда пойдет. Со светом в церкви беда. Общее освещение не включают вообще. А подсветить мозаику невозможно даже за денежку. Поэтому глаза понапрягать придется. Искусство требует жертв.

Римские холмы, Рим

Previous post Next post
Up