В прошлый раз мы с вами внимательно осматривали фасад кафедрального собора Прато и заглянули мимоходом в епархиальный музей (где - удивительное рядом - соседствуют чудесные барельефы Донателло и вредный смотритель). Теперь зайдем внутрь собора.
Как мы помним, главная церковь (дуомо) Прато была построена в XII веке, в 1141 году она стала местом хранения пояса Богородицы, а статус собора обрела лишь в 1653 году. По счастью, превращение в кафедральный собор не стало поводом к перестройке здания; интерьер сохранил свои готические черты. В плане собор представляет собой египетский крест (с такой формой мы сталкивались неоднократно в Сиене), то есть практически букву "Т": три нефа завершаются длинным трансептом аж с пятью апсидами. Во внебогослужебное время за осмотр трансепта и апсид необходимо заплатить, да еще и фотографировать там запрещают, но, в отличие от епархиального музея, смотрительница здесь (чернокожая итальянка, между прочим) - любезнейшая воспитанная дама, а потому желания обмануть ее и все же сделать запрещенный снимок у меня не возникло))) К тому же все уже украдено до нас отлично отснято в Википедии, так что пользоваться по ходу рассказа я буду чужими фотографиями (вы от этого только выиграете). Двигаться мы будем справа налево, в таком порядке перед нами предстанут расписанные фресками капеллы Виначчези (Vinaccesi), Ассунта, Маджоре, Манассеи (Manassei); пятая капелла - Ингирами - без фресок, и мы ей пренебрежем.
Капеллу Виначчези расписал в XIX веке наш старинный знакомец Алессандро Франки (
https://en.wikipedia.org/wiki/Alessandro_Franchi_%28painter%29) - тот самый автор многих интарсий из истории Илии на полу Сиенского собора (
http://sibeaster.livejournal.com/176285.html), а также тучи фресок и три- и полиптихов в сиенских храмах. Конечно, академический стиль XIX века скрыть невозможно, но следует отдать должное Франки: он умело имитировал готические росписи, по крайней мере, в Сиене. Фрески капеллы Виначчези посвящены ветхозаветным праведникам и прообразам новозаветных событий.
К сожалению, по меркам Италии работы Франки - это почти что новодел, и путеводители о них пока что не пишут. А без пояснений я среди изображенных на своде узнал лишь Давида. Зато святые на восточной стене подписаны:
Пожалуй, для русского читателя в пояснении нуждается лишь Josue - это Иисус Навин. Выбор святых понятен: Мельхиседек и Аарон - это основатели двух линий священства, а Иисус Навин и Зоровавель - это вожди, введшие Израиля в Землю обетованную (после хождения по пустыне и вавилонского плена соответственно)
Северная стена:
Изгнание прародителей из рая и продажа Иосифа в рабство
Жервтоприношение в Иерусалимском храме
Южная стена:
Жертвоприношение Авраама и медный змей Моисея
Ветхозаветная пасхальная трапеза
Если вам не по душе неоготическая живопись XIX века, то можно сразу же пойти в следующую капеллу Ассунта, расписанную в 1435-1436 годах Андреа ди Джусто и Паоло Уччелло. На одной стене три фрески напоминают нам о земной жизни Богородицы, на противоположной - три фрески повествуют о житии первомученика Стефана (титульный святой собора, если вдруг забыли). Паоло Уччелло принадлежат четыре верхних фрески, а Андреа ди Джусто достались две нижних. В Википедии фрески Андреа ди Джусто честно сфотографированы, а творения Паоло Уччелло явно взяты из WGA (на месте их заснять практически нереально), а поэтому прошу строго не судить WGA-шные изображения - явный плод многочисленных сканов и пересканов.
Рождество Богородицы (Паоло Уччелло)
Введение во Храм (Паоло Уччелло)
Обручение Марии и Иосифа (Андреа ди Джусто)
Спор Стефана с фарисеями (Паоло Уччелло)
Мученичество Стефана (Паоло Уччелло)
Погребение Стефана (Андреа ди Джусто)
Капелле Ассунта не повезло: она оказалась в тени соседней капеллы Маджоре, расписанной Филиппо Липпи. Собственно посетители собора Прато идут в первую очередь именно на Липпи, а всё остальное воспринимают как нагрузку. На мой взгляд, фрески Уччелло и Джусто достойны не меньшего внимания, так что не пропустите)))
Продолжение следует.