Прато - часть 2. Собор Санто-Стефано

Jan 25, 2016 21:57

Предыдущий пост о Прато был лишь растянувшимся введением, самое же интересное начнется сейчас, потому что мы с вами начинаем изучать местный кафедральный собор Санто-Стефано, в котором, в зависимости от ваших предпочтений, вы сможете увидеть пояс Богородицы или фрески Филиппо Липпи, несмываемое кровавое пятно святотатца или барельефы Донателло.

Прато, как мы помним, обрел своего епископа лишь в 1653 году, и только в том году главная городская церковь стала собором. Но и до этого столь долгожданного возвышения Санто-Стефано был очень важной церковью для католического мира, так как здесь с 1141 года находится ценная реликвия - пояс Богородицы. Что, - гневно воскликните вы, - какой-такой пояс Богородицы, когда всем в России памятен приезд одноименной святыни с Афона и многочасовые очереди желающих к ней (святыне, не России) приложиться? Так вот, дорогие читатели, поясов Богородицы в мире известно несколько штук, и один из них находится в Прато.

Официальная история пратовского пояса такова. При кончине (успении) Богородицы присутствовали все апостолы, кроме Фомы, который, по обыкновению, где-то задержался. Когда копуша Фома прибыл, тело Марии уже было погребено, но ради Фомы (все же помнили его историю с пальчиком, которым сей славный муж тыкал в раны воскресшего Христа) было решено гроб вскрыть. При вскрытии тело Богородицы не было обнаружено. Я рассказываю пока всем известную историю, не так ли? Все же читатели - примерные благочестивые люди и не раз слушали проповеди батюшки в день Успения? Вот теперь начинается католическая пропаганда: Богородица была взята в небесную славу, поэтому ее тело и не было обнаружено.
Ну а с этого момента мы уже изучаем местное предание. Фома был так опечален, что взмолился к Богородице об утешении. И она в ответ на моления Фомы...сбросила ему с неба ее пояс. Вот этот-то пояс и заполучил в Иерусалиме пратовский паломник Микеле Дагомари. Микеле привез святыню в родной город, но, будучи хитропопым, решил оставить реликвию себе, а для пущей сохранности помещал ее на ночь в сундук, поверх которого ему стелили постель. Ангелы не могли стерпеть, что какой-то жалкий грешник буквально-таки спит на поясе Богородицы: они каждую ночь поднимали Микеле с постели и держали его на руках до момента пробуждения. Бодрствующих с телом Микеле на руках ангелов застукали, Дагомари после настоятельных расспросов сограждан был вынужден сознаться и передать реликвию в главную городскую церковь.

Желающих увидеть и приложиться к святыне было так много, что жители соседней Пистойи (как-никак кафедральный город - не чета жалкому Прато) возжелали украсть пояс. За дело взялся некий каноник Джованни ди Сер Ландетто по прозвищу Мушаттино, он украл пояс 27 июля 1312 года и пустился вскачь (на осле) в Пистойю. Но судьба святотатца уже была предопределена свыше: неожиданно случился туман, Мушаттино заблудился и вернулся  в Прато вместо Пистойи. Здесь-то его и повязали. Мушаттино из уважения к его сану не казнили, а всего лишь отрубили правую руку. По местному преданию в момент отсечения руки на одном из порталов Санто-Стефано проявилось кровавое пятно, которое вот уже семь веков напоминает о случившемся жителям Прато и всей вселенной.

О поясе мы еще не раз вспомним, а пока вернемся к собору. Он был построен в XII веке, чуть позже были пристроены трансепт (возможно по проекту Джованни Пизано) и капелла Честного Пояса. Фасад собора появился чуть позже, в 1386-1457 годах и представляет собой неплохой пример поздней готики. Только не смейтесь, пожалуйста, в те годы Прато был маленьким городком, и главная церковь его тоже была невеликой.


Как вы помните, зеленые полосы фасада - это местный зеленый мрамор (мрамор Прато), а белый - каррарский (оказывается, Каррара - это тоже в Тоскане, но я туда не доехал).

На западном фасаде только один портал, зато украшенный терракотой Андреа делла Роббиа (Богородица со святыми Стефаном - покровителем Прато и Иоанном Крестителем - патроном Флоренции)






А вот на южном фасаде есть два портала:





Пятиконечная звезда на последнем портале - это не единственный сюрприз. Посмотрите внимательно на левую часть притолоки, в том месте, где она примыкает к колонне:


Видите красное пятнышко? Вот оно, как утверждает местное предание, и появилось в момент отсечения преступной десницы святотатца Мушаттино.
Признаюсь честно, я долго стоял перед этим порталом, буквально как баран перед новыми воротами, пытаясь это пятнышко увидать. Обнаружил я его уже дома на представленном снимке, взятом из Вики. Остальные фотки, кстати, мои.

Есть тут, кстати, и еще один портал - отдельный вход на колокольню.


Любите ли вы готику, как люблю ее я? Вот, оказывается, на нее можно и в Прато полюбоваться.

Но все сюда едут не за готикой, а за кафедрой Микелоццо, украшенной рельефами Донателло. Как вы уже знаете, пояс Богородицы пытались украсть, после чего его пометили в отдельную зарешеченную капеллу, где, в свою очередь, он тоже упрятан за семью замками (фигурально выражаясь; там действительно несколько ключей, находящихся у разных лиц). Но несколько раз в год (сейчас это происходит на Рождество, Пасху, 1 мая, Успение и Рождество Богородицы) пояс извлекают и демонстрируют верующим со специальной кафедры, пристроенной к собору. Взгляните на самое первое фото в этом очерке.  Видите круглый балкончик под колпаком на правом углу фасада? Это и есть кафедра Микелоцо и Донателло (1428-1438):






Ликующие ангелочки на стенах кафедры выполнены Донателло; сейчас подлинники находятся в соборном музее, а на их место помещены копии. Таким образом местный клир заманивает туристов в музей. Я уж не раз писАл, что епархиальные музеи Италии - это, чаще всего, скука смертная и кладовая того, что использовать по назначению невозможно, а выбросить нельзя. Епархиальный музей Прато - одно из немногих исключений, но тамошний смотритель - сволочь и не позволяет фотографировать. Правда, музей длинный, а смотритель один, так что, выждав время и рискуя жизнью и репутацией, я все же заснял для читателей ангелочков Донателло.




















(Из семи фотографий шесть - мои, а одна - из Вики, но я уже позабыл, какая из них - это склероз возмездие за святотатственную фотосессию в музее)

Чтобы уж в музей не возвращаться, покажу вам еще тамошнюю картину Филиппо Липпи "Погребение блаженного Иеронима" (из Вики)



А еще там несколько готических капелл, интересный клуатр и т.д., но смотритель - собака.

В следующий раз мы с вами заглянем в собор; там, правда, самое интересное (пять капелл в восточной части) тоже музеефицированы, и снимать там нельзя. Но все же украдено сфотографировано до нас, и я постараюсь все вам показать.

Прато, Тоскана

Previous post Next post
Up