Прато - часть 4. Собор Санто-Стефано (окончание)

Jan 31, 2016 23:24

Вот мы и дошли до самой главной "изюминки" собора Прато - капеллы Маджоре. Заодно посмотрим и следующую капеллу Манассеи.
Заказчиком росписи капеллы Маджоре выступил Джеминьяно Ингирами. Желая заполучить для родного города лучшего художника, Ингирами при посредничестве флорентийского архиепископа обратился к фра Анджелико. Но уже немолодой мастер, к тому же заваленный заказами, отказался, и тогда взоры заказчика обратились к Филиппо Липпи. Вот окажись фра Анджелико помоложе и посвободнее, и Липпи так бы и остался в истории живописи художником вторых ролей. Но судьба дала Липпи шанс, которым тот достойно воспользовался. Работа над фресками капеллы Маджоре растянулась с 1452 по 1465 год, причем по пути возникли неожиданные обстоятельства. Филиппо Липпи (монах-кармелит, между прочим) устроил свою личную жизнь с монахиней пратовской обители Лукрецией Бути, с которой открыто жил вне монастырских стен; у пары родилось двое детей. Конечно, на дворе стял XV век, и нравы клира были очень облегченные, но все же случился скандал. При посредничестве Козимо Старшего удалось убедить папу Евгения IV освободить влюбленную пару от их вечных обетов, после чего они смогли обвенчаться. Рассматривая благочестивые сюжеты фресок, интересно теперь вспоминать о том, что автора вместо заслуженной славы могло ждать пожизненное заключение.

Сюжетами фресок послужили жизни святых Стефана (титульного святого, ему отдана левая стена) и Иоанна Крестителя (дань уважения Флоренции, правая стена). Фотографировать здесь не позволяют, так что картинки взяты из Вики.


Сюжет здесь очень далек от книги Деяний, но зато как нельзя лучше показывает, как далеко убегали от первоисточника средневековые легенды. Сразу же после рождения Стефана дьявол подменил младенца на бесенка, похожего на будущего мученика.



Но Стефан, украденный из родной семьи, нашел отца в епископе Иулиане (Епископ в те времена? Что поделаешь: отцы-болландисты появились позднее). С Иулианом Стефан прощается в левой части фрески, а в правой он наконец-то возвращается в книгу Деяний и спорит с книжниками в синагоге.



Чем там дело кончилось, все помнят? Вот на последней фрески казненного Стефана оплакивает Иерусалимская церковь. У ног Стефана по идее должен находиться апостол Иаков, первый глава Иерусалимской общины, но Липпи написала на его месте папу Пия II (того самого, что построил Пьенцу: http://sibeaster.livejournal.com/185103.html)

Теперь переходим на правую стену.


Слева мы видим сцену рождения Иоанна Крестителя, справа его отец Захария, онемевший в результате беседы с арахангелом Гавриилом, пишет на дощечке имя сына, после чего обретает дар речи.



Здесь нужно изучать фреску справа налево. Сначала Иоанн прощается с родителями, затем уходит в пустыню (молится среди скал) и наконец проповедует покаяние.

Самая известная фреска Липпи в собрре Прато - это пир Ирода.


Мало кто замечает отрубленную голову пророка (поглядите внимательно направо), а вот танцующая Саломея (утверждается, что ее лицо Липпи позаимствовал у своей возлюбленной) разошлась по миру тысячей репродукций.

Следующая капелла трансепта принадлежала семье Манассеи. Местные фрески приписываются оставшемуся беззвестным ученику Аньоло Гадди; сюжеты взяты из житий святых Иоакима и Маргариты . Опять-таки фотографии взяты из Вики, лучших я не нашел.




















Судя по фрескам, Иоаким и Маргарита закончили одинаково плохо: их обезглавили.

В пятой капелле трансепта - капелле Ингирами фресок то ли не было, то ли не сохранились.

СтОит хоть пару слов сказать о капелле Пояса Богородицы. Она находится в бесплатной части собора, в левом ближнем к входу углу. Но не спешите радоваться. В силу огромной ценности реликвии для жителей Прато и из-за легендарной попытки эту реликвию умыкнуть, капелла закрыта массивной решеткой. При приближении к решетке автоматически включается подсветка, но увидеть весь цикл Аньоло Гадди, посвященный земной жизни Богордицы и истории Пояса, практически невозможно. М.б., в дни, когда Пояс демонстрируют народу с кафедры Микелоццо, капеллу и открывают, но четкой информации об этом я не нашел. И недостйный автор этого расказа, и фотографы Вики сумели увидать и запечатлеть лишь тройку фресок.





Если кто не узнал, это Иоаким и Анна встретились у Золотых врат.



Среди моих читательниц, я подозреваю, есть как минимум одна жительница Прато. Прошу Вас, отзовитесь и, если есть информация о днях открытия для посетителей капеллы Пояса, поделитесь с ближними! Ну а все остальные читатели, которые не жители Прато, если вы вдруг во время совего визита в собор увидите капеллу открытой, срочно запритесь в ней изнутри и фотографируйте всё, пока хватит сил держать в руках фотоаппарат, и пока не сядет аккумулятор. Любопытно же увидать, что же там внутри (я про капеллу, а не сам пояс). Пояс же можно увидеть несколько раз в году: https://it.wikipedia.org/wiki/Sacra_Cintola#/media/File:Ostensione_della_sacra_cintola.jpg

На этом разрешите поставить многоточие и откланяться. Увы, этим очерком заканчивается не только краткий рассказ о Прато, но и длинная сага о Тоскане. Тоскана в моем личном списке посещенных областей Италии заняла отныне третье место после Сицилии и Кампании по степени изученности. Конечно, хвостов осталось очень много: я ни разу не вступил на землю провинций Пьомбино, Гроссето, Ливорно и Масса-Каррара; совсем рядом с Флоренцией находятся не посещенные мною виллы Медичи в Петрайе и Кастелло; теоретически понятны, но практически так и остались нереализованными пути в исторические монастыри Валломброза, Сант-Антимо и Камальдоли. Тем не менее, трезво оценивая обрушившийся на нас кризис, констатирую, что в ближайшие годы в Тоскану я не ходок. Пока есть возможности, надо хоть одним глазком заглянуть и в другие области Италии. И этим глазком мы начнем пользоваться уже со следующего раза: начинается обещающий стать очень длинным эпическое повествование о поездке в Эмилию-Романью. Автору хочется, чтобы вам понравилось, как понравилось ему.

Прато, Тоскана, Филиппо Липпи

Previous post Next post
Up