Мы переживаем не простой период для нашего общества. На колоссальные внутренние проблемы накладывается масштабный внешний вызов, который объявляет нам совокупный Запад. В данной публикации я попытаюсь раскрыть серьезнейшую внутреннюю проблему - упадок духовности.
Человек - единственный среди живых существ, который осознает свою смертность. Цель существования является глубинной мотивацией человеческого бытия и связана с пониманием сущности человеческой природы. Кризис этого понимания определяет мировоззренческий и духовный кризис, особенно остро переживаемый в среде молодежи. Ситуация усугубляется тем, что в результате разрыва с идеалами советского прошлого нарушилась преемственностью поколений. Старшее поколение, которое могло бы дать ответы на фундаментальные вопросы, дезориентировано отрицанием норм советского общества. Молодежь лишается возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знает, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.
Еще раз подчеркну, что проблема имеет особое значение для молодых людей, в среде которых царствует приоритет материальных ценностей над духовными. Конечно, духовное оскудение затрагивает не только молодость, но и всю страну. Тенденция в молодежной среде всего лишь индикатор усугубляющейся ситуации. Нужно признать, что, к сожалению, в государственной образовательной политике не уделяется должное внимание этой проблеме. И для выхода из этой ямы отчуждения духовных ценностей нужно приложить большие усилия не только в сфере системы образования, но во всех сферах жизни человека, например в СМИ. Средства массовой информации систематически взращивают потребителя безответственного и инфантильного, сущность которого молодой человек повторяет каждый раз, когда произносит очередной тост: «За то, чтобы у нас все было и нам за это ничего не было!» Нужно отказаться от потребительского прозябания, как национальной идеи и перестать демонстрировать народу дибилизирующие образцы и модели поведения в СМИ.
Отчуждение от истинных духовных ценностей, суть которых я постараюсь раскрыть ниже, приводит не только к приобщению к регрессивным нормам. Если молодой человек отказывается принимать дебилизацию, как норму, то ему подсовывают псевдо смыслы, и суррогаты, призванные якобы развить духовность человека. Я имею в виду различные деструктивные субкультуры и секты, которые всасывают в себя, в основном в коммерческих интересах, души молодых людей. Складывается ситуация гетто - либо дебилизация как норма, либо псевдо смысл, как средство спасения. Именно поэтому очень важна государственная инициатива в идеологической сфере. Не абсолютная монополия с запретами (запрет ничего не решает), а именно качественная альтернатива.
Ответ на этот вопрос не может дать один человек. Ответить на него может только народ и страна в целом.
Возвращаясь к сущности духовных ценностей и духовности, нужно сказать, что традиционно наша отечественная педагогика и наша культура понимает под этим некие объединяющие общества начала, которые заключены в религиозной и народной традиции, в образах культуры и искусства в литературных произведениях наших классиков, величайших музыкальных композициях и изобразительном искусстве. Следовательно, духовно-нравственное воспитание должно основываться именно на освоении всего этого богатства наших предшествующих поколений. Система ценностей вбирает в себя опыт поколений, под влиянием истории, природы, географических особенностей территории, на которых живут народы России.
Если говорить еще более обобщенно, то духовность - это проявление духа в человеке и природе. Дух - это высшая способность человека к своему смыслопологанию и целепологанию.
Огромный вклад в развитие духовности воспитанников сделал выдающийся педагог-гуманист В.А. Сухомлинский. Он считал, что
«понимание человеческого, как творческого труда должно пронизывать все обучение… Эта сфера человеческого - первоисточник культуры моральной, основа духовной культуры»
(все цитаты В.А Сухомлинского взяты из книги «Воспитание гражданина»).
Сухомлинский отмечает, что вместе с ростом знаний человека о природе и окружающей среде необходим рост знания собственно человеческого в историческом, общественно-политическом, духовно-психологическом и эстетическом аспектах. В противном случае происходит регресс личности:
«Без знания, без мысли о том, что возвышает человека над миром живого, не развивается эмоциональная сфера; это ведет к примитивности чувств».
Вот что говорит Сухомлинский о воспитании духовности и нравственности:
«…надо, чтобы вместе со мною мои воспитанники прошли всю историю и прежде всего через историю человеческого духа. Чтобы вместе со мной они пришли на берега Нила к строителям древних пирамид, к людям, которые поклонялись солнцу, создали поэтическую легенду о солнцеликом Ра. Чтобы мы вошли в театры Древнего Рима, вместе с первыми христианами вслушались в гневные слова против насилия и угнетения. Чтобы мы вышли на площадки древних ассирийских и вавилонских обсерваторий, вместе с первыми учеными-жрецами взглянули на звезды и задумались над сущностью мира. Чтобы мы ощутили на себе одежду смертника великого мученика науки Джордано Бруно, сожженного во имя бога...».
Таким образом, в любом профессиональном образовании наряду с освоением профессии необходим рост знания о человеке. Понимание студентам того положения, что высшей ценностью является человек - это основа духовной и нравственной культуры.
Как отмечалось выше, духовная проблематика адресует нас к вопросу о смысле и цели человеческой жизни. В.А. Сухомлинский дает такой ответ на этот сложнейший вопрос человеческого существования:
«Я стремился, чтобы мои воспитанники осмыслили и пережили истину: да, человеческий дух бессмертен! Человек бессмертен. Он не безвестная пылинка в вихре времени, а творец».
Человек бессмертен в том случае, если он творец. Воспитывая квалифицированного потребителя мы просто уничтожаем человеческое в человеке. Так как же научить человека творить? Как говорил Всеволод Мейерхольд: «Нельзя научить, можно только научиться». Творчество - созидающая и преобразующая окружающий мир деятельность во благо всего человечества. Чтобы преобразующее творческое начало в человеке действительно было направленно во благо нужно понимать, что такое благо. В настоящее же время, в лучшем случае, творчество в значительной степени индивидуализировано и атомизированно, иными словами в нем нет общественного чувства. А в худшем случае? Доктор Менгеле, например, по-своему понимал благо. Он заявлял, что чудовищные фашистские медицинские эксперименты над обречёнными заключенными являются благом, так как дают новые знания о человеке для пользы всего человечества. Но это фашизм - абсолютное зло. А мы? Что для нас есть благо? Ведь это один из самых сложных вопросов XXI века.
Во многих источника о воспитании духовность отождествляется с чувством истины добра и красоты. При этом формирование и развитие этих чувств происходит обособленно. Я убежден, что будущее за такой системой воспитания, в которой эти три сферы человеческого опыта сольются в синтезе. В античности истина, красота и норма соединялись в мифе, в христианстве - в боге. А в XXI веке? Ясно, что без ответа на этот вопрос человечество скатывается в пропасть дегуманизации и реставрации фашизма или нового мифа
Оригинал взят у
vlavajir в
Воспитание духовности