Джек Лондон.. Может быть кто-то назовёт его весьма средним американским писателем. Кто-то, но не я. Потому что Лондон поднимает такие вопросы о человеке, которые выводят его в ранг великих мыслителей.
О чём роман? О молодом человеке 27 лет, который ведёт загруженную по-американски светскую жизнь и вдруг решающий попробовать себя на новом поприще золотодобытчика? Нет, не об этом. То есть не совсем. Это роман о трансформации человека, о его пробуждении.
Жил да был молодой человек - Кит Беллью, полностью пожранный никчемной работой в журнале, которая отнимала у него всё свободное время и жизненные силы. И вот ему выпадает шанс - выпрыгнуть на время из этой круговерти и испытать себя - поехать на Север, на трудный перевал с дядей. Именно эта возможность, а не досужие упрёки дяди действуют на него магическим образом, и он хватается за неё как за соломинку, хотя внешне для него это еще выглядит как игра. В нём что-то требовало этого, какая-то его часть желала испытания и вкрадчивым голосом заставила действовать решительно.
Может быть, этот тихий голос говорит в каждом из нас? И мы, как Одиссей (у Мандельштама в «Разговоре о Данте»), не спросим себя: «Неужели мы рождены для скотского благополучия, и остающуюся нам горсточку вечерних чувств не посвятим дерзанию выйти на запад, за Геркулесовы вехи - туда, где мир продолжается без людей?..»
Если да, тогда надо искать испытания. В мире «еще есть место для подвига».
Смоки Белью нашел их, а уже потом нашёл себя. Первым был перевал, на котором чуть всё и не кончилось. Он уже было хотел бросить всё и вернуться к прежней жизни, которая теперь ему казалась почти райской. Однако сокровенное в нём не желало сдаваться. Он видел, что дургие могут, тогда почему же не может и он? А тут еще вызов со стороны красивой молодой женщины, которая презрительно и справедливо назвала его «Чичако!», т.е. новичок.
Если заглянуть в своё сердце и представить перед собой свою сокровенную мечту в виде красивой и надменной женщины не услышишь ли в ответ от неё то же презрительное, но справедливое, хлесткое выражение? Тут, что у главного героя, что у каждого из нас два пути: или выбрать дорогу борьбы или завоевать эту «женщину» или бросить тяжелый груз и ускользнуть в удобную комфортную нишу жизни и плыть по течению. Что тоже может происходить в разных вариациях: от сонной «комы» до «сна на бегу».
Герой Джека Лондона пошел по первому пути. Обрёл себя, он стал другим человеком и завоевал любовь женщины той самой женщины. Он прошёл трансформацию посредством тяжелых физических испытаний и преодоления опасностей. Было много моментов, когда казалось, что всё... Но сокровенное всегда удерживало его. Всё становилось возможным. И вместо падения, он обретал еще большую силу, оставаясь при этом человеком.
Сидя у костра, в ночи бескрайней тундры он уже не понимал, как это он мог жить 27 лет до этого другой жизнью?
Понимает ли каждый из нас? Слышит ли сокровенный голос? - вот в чём главный вопрос. Вопрос о пробуждении.
Оригинал взят у
hist89 в
О пробуждении человека. Джек Лондон. «Смок Беллью»