Очень любопытная статья Андрея Ланькова (tttkkk) об уличной преступности в Южной Корее, вернее, об ее отсутствии. Я не считаю модель южнокорейского общества желательной или рекомендованной для кого-либо, но вот что обращает на себя внимание. По мнению автора (корееведа, постоянного проживающего в этой стране), основных причин две. Во-первых плотная сеть социального (не государственного, а именно социального) контроля. Южнокорейские кварталы плотно охвачены социальными связями, все знают всех или многие многих. По этой причине, если чей-то сын или дочь начинают хулиганить, это мгновенно становится известно всем, а семья делает надлежащие оргвыводы... скрыть такие факты практически невозможно. Во-вторых, огромный престиж образования в Южной Корее: без университетского диплома получить приличную работу и завоевать уважение окружающих практически нереально, ты либо хорошо учишься и приобретаешь ценную и желательную для общества профессию и тогда к тебе относятся с уважением, либо ты - никто и зовут тебя никак. Оба фактора действуют весьма жестко, почти не оставляя пространства для антисоциального поведения.
Тут, правда, я бы сделал ряд оговорок. Рынок есть рынок, люди есть люди, и в системе, где конкурентная борьба за престижные рабочие места и рынки сбыта является социальной нормой, не следует ожидать от большинства искренней и мягкой доброжелательности или готовности прийти друг другу на помощь. Кроме того, полиция и армия Республики Корея достаточно жестко зарекомендовали себя, подавляя всевозможные беспорядки. Так что, речь идет отнюдь не об идеальном обществе, но тем материал и интересен. Оказывается, что общественную проблему огромной важности можно решить не столько полицейскими методами, сколько "снизу", причем без особых затруднений. Это возможно в ситуации, когда общество не вполне атомизировано, а образование и трудовое усредие ценятся неизмеримо больше, чем бесшабашная удаль бандита. Конечно, кому что нравится, но развивать экономику, медицину и науку бесшабашные бандиты не могут, а вот напасть на вас на улице - да.
И добавлю следующее. Из бесед с Ланьковым, знаю, что атомизация (жесткий индивидуализм) и уровень агрессии у северокорейцев значительно выше. Объясняется это, по его мнению, в частности, тем, что чудовищное давление госудаства, контролирующего (или пытающегося контролировать) все сферы жизни, разрушило связи между людьми даже сильнее, чем это мог сделать южнокорейский частный капитализм.
Читаем статью здесь:
http://slon.ru/world/pochemu_v_koree_net_prestupnosti-916003.xhtml