Нашему проекту по биомороженому исполнился год. Мы получили достаточно много опыта. Есть масса отличий от других дилеров, в чем-то мы сильнее, а в чем-то слабее. Наши фишки, по сравнению с коллегами:
Мы начали фактически без капитала и не вложили своих личных денег. Это приносит свои трудности и нам нужно прилагать усилия, чтобы управлять долгом. Но похоже, что в этом вопросе мы самые сильные из дилеров. Лучшие наше достижение это 10% годовых на один из кредитов, хотя мы малый бизнес. Самой большой проблемой является не ставка, а срок займа. Довольно глупо смотрятся многие инициативы гос. органов по развитию предпринимательства этим путем. Когда вам дают кредит на 1 или 2 когда, то вам надо иметь бизнес, который по мимо процентов еще успеет дать 100% или 50% дохода на капитал, чтобы возместить утекающие к кредитору средства. И на этом фоне призывают развивать производство и не иметь конской маржи. Т.е. с одной стороны вроде бы помощь есть, но круг активов, что дают такую отдачу мал. В итоге вам могут дать кредит, но через какое время вы уведете что буксуете из-за нехватки капитала.
другой особенный вопрос это реклама. Я так и не могу четко отделить ее эффективность от уровня шума. Под рекламой я подразумеваю газеты и журналы. Какие-то вещи дают результат, но вся выгода от роста продаж уходит на эту рекламу. А результаты потом довольно слабо закрепляются. В итоге у нас сложился очень селективный подход и мы стараемся продвигать наш продукт силами наших сетей и работой их фармацевтов с покупателем. Как показала наша практика, доброе и нужное слово фармацевта меняет продажи в разы, а реклама лишь на проценты.
Есть запрос на автоматизацию, но многие средства стоят слишком дорого для нашего бизнеса. Приходится придумывать суррогаты на базе эксела. Там мы ведем сведения об остатках, натуральных и денежных продажах, элементы финансового планирования.
Я сторонник концепции, что нет идеальных людей, которые все будут делать правильно. Я стараюсь описать каждый бизнес процесс и преподнести его двум сотрудникам как готовую инструкцию. Позиция моего напарника иная. Он считает, что многим вещам сотрудник должен обучиться сам и что он должен проявлять сообразительность. В итоге, когда появляется какой-то сбой в процессах для него то это косяк и тупость сотрудника, а для меня это моя не доработка по инструкциям. В целом могу сказать, что в хорошо описанных процессах сбоев то почти и нет.
Запись сделана с помощью
m.livejournal.com.