Волшебство света и движения. Предыстория кинематографа

Dec 01, 2019 16:38


Для Concepture написал небольшой разбор по предыстории кинематографа. Когда и кто изобретал анимирующие и светопроекционные устройства, которые так и не стали основой для чего-то столь же весомого в культуре как кино.

Здесь расскажу о раннем периоде, который меня лично больше всего заинтересовал, в связи с моим курсом по эстетике.

Полный текст статьи на сайте: http://concepture.club/post/rubrika_2021/vehi-volshebstvo-sveta-i-dvizhenija-predystorija-kinematografa



Кино является ключевым медиумом ХХ века, появление которого зафиксировало в культуре переход от искусства, созданного с помощью тела (глаз, рука, тело художника) к искусству, неотделимому от аппаратов, техник и обслуживающей индустрии (кинопроизводство, кинопрокат). При этом несложно представить появление простых аналогов кино в другие эпохи, учитывая, что принцип светопроекции известен еще с древности. Однако это было бы нечто совершенно иное, а не кинематограф. Кино появилось в век быстрых коммуникаций и зарождающейся массовой культуры, поэтому с самого рождения кино было тесно переплетено с другими социальными и идеологическими практиками. И все же взгляд на предысторию кино способен пролить свет на некоторые его особенности.



Началом кинематографа считается 28 декабря 1895 года, когда на бульваре Капуцинок в одном из залов «Гран кафе» прошёл первый платный сеанс кинопоказа. Но до аппарата Люмьеров были известны десятки устройств, которые тоже стремились создать анимированное изображение. Есть также несколько весьма спорных гипотез о том, как мог использоваться принцип светопроекции и другие эффекты анимации.

Самое простое приспособление такого типа - это камера-обскура (дословно: «темная комната»). Она состоит обычно из затемненной коробки или помещения с небольшим отверстием, через которое проникает свет, отображая на стенке точно по цвету и форме, но инвертированную фигуру объекта, который отражает луч света. Кстати, этот принцип работает и в человеческом глазе, картинку с которого мозг вынужден переворачивать при обработке. Доподлинно неизвестно, кто изобрел камеру-обскуру, вероятно это происходило неоднократно. Например, в Китае в трактатах Мо-цзы присутствует ее описание. В Возрождение отверстие снабдили линзой и стали использовать практически (например, при рисовании). Название же устройству дал Кеплер в 1604 году.



Киноопыты древних

Впрочем, по мнению небольшой группы антропологов (например, археоптика Мэтта Гаттона) уже кроманьонцы палеолита могли столкнуться с естественными аналогами камеры-обскуры - небольшим отверстием в скале, свет через которое создавал перевернутые изображения на стене темной пещеры. На эту идею ученых натолкнуло реалистичное, но почему-то перевернутое изображение лошади в пещере Ласко. И затем возможно древние люди стали сами создавать подобные театры иллюзий - может для развлечения, а может чтобы вводить в заблуждение остальных членов группы. Было ли это действительно - неизвестно, но в реконструирующем эксперименте Гаттон доказал такую возможность.



Есть также версия, что некоторые странные и нечеткие пещерные рисунки на самом деле объясняются эффектом анимации. Французские исследователи пещеры Шове предположили, что рисунок бизона с восемью ногами при подвижном свете от факела будет казаться шагающим. Несколько экспериментов с изображениями в разных пещерах кажется подтверждают эту версию. В 2007 году вышло исследование, которое настаивает на том, что доисторические люди изобрели и первое анимирующее устройство - таумотроп. Это простой диск с веревочкой, который вращаясь вокруг своей оси создает эффект движения. Несколько находок свидетельствуют о том, что подобные игрушки были известны намного раньше начала XIX века (когда таумотроп был популяризирован Генри Фиттоном).

Гаттон, кстати, утверждает также, что древние греки тоже прекрасно знали разные устройства и пользовались ими (например, в Элевсинских мистериях). Впрочем, я бы не стал сильно переоценивать эти идеи, так как сами греки не особо славились любовью к технологиям, а многие представления о них искажены предыдущими эпохами. Так, например, Игнацио Данти в XVI веке дописал в «Оптику» Эвклида упоминание о камере-обскуре. Хотя описание природного эффекта того же сорта обнаруживается в текстах Аристотеля.



Новое время - новые решения

Согласно «гипотезе Хокни-Фалько» многие художники Ренессанса освоили реалистичный рисунок, используя приспособления на основе камеры-обскуры. В 1807 году английский ученый Уильям Волластон создал камеру-люциду («светлая комната») - усовершенствованный вариант камеры-обскуры, описанный Кеплером. От своей «темной» предшественницы ее отличало наличие зеркала и призмы, которые в значительной степени улучшили качество изображения (а также устранили проблему с переворачиванием картинки).

С развитием технологий в Новое время ученым стали доступны разные типы линз, что привело к новому витку интереса к визуальным иллюзиям в XVII-XVIII веке. Устройства того времени еще не обладали хорошей четкостью, однако уже позволяли показывать несколько разных слайдов (на стекле), а не только реальные объекты.



Одним из первых оптических приборов, применявшихся на театрализованных представлениях, стал волшебный фонарь (laterna magica), который в XVII веке был изобретен Христианом Гюйгенсом, знаменитым нидерландским физиком и математиком. Волшебный фонарь представлял собой корпус со свечой, а позже масляной лампой в центре и узким отверстием, через которое изображение со стеклянных пластин проецировалось на экран. Название аппарату дал Томас Вальгенстен, который показывал необычные представления с его помощью, колеся по Европе. Вероятно, именно он совместил волшебный фонарь с принципом тауматропа: если быстро поменять один кадр на другой большинство зрителей будут уверены, что видели движение.

На самом деле за первенство с Гюйгенсом конкурирует иезуит Атаназиус Кирхер, который в 1646 году опубликовал трактат «Ars Magna Lucis et umbrae» (Великое искусство света и тени). Судя по свидетельствам, он занимался этим вопросом задолго до того, как был написан его труд. Причем Кирхер видел в волшебном фонаре, помимо средства для научных экспериментов, еще и устройство пригодное как для развлечения, так и для полезных дел, вроде назидания, обучения, проповедования христианства другим народам. Ведь свет и образы - это своего рода универсальный язык, который годится для убеждения еще до того, как слова Писания будут переведены на диалекты аборигенов.

Поскольку для пущего эффекта сам волшебный фонарь нужно было скрывать от зрителей, то его конструкцию постоянно улучшали: убирали дымоходы, создавали более устойчивые и сильные источники света, экспериментировали с объективами. В 1799 году Этьен Робертсон запатентует свою версию этого устройства под названием фантаскоп. Фантаскоп был способен проецировать сразу несколько изображений, а также менять их масштаб в реальном времени с помощью подвижной каретки. В 1866 году появится также хореутоскоп, который был способен воспроизводить анимацию, состоящую из трех-пяти и более кадров (а не двух, как в классическом принципе тауматропа). Когда к концу XIX века на смену стеклянным пластинам придут слайды из прозрачной пленки волшебный фонарь превратится в диа- и эпипроекторы, от которых уже рукой подать и до кинопроектора.



воображение, concepture, кино, история

Previous post Next post
Up