Сегодня в Сети предостаточно как довольно неплохих, так и откровенно бесполезных советов на этот счет. Хотя на самом деле на этот вопрос давно уже ответил Сомерсет Моэм: "есть три правила, как писать романы, но, к несчастью, никто их не знает".
Писать - это ремесло, требующее усилий и практики, а потому нельзя ответить на вопрос как именно Вам научиться писать. Можно лишь дать пару рекомендаций на тему «Как НАЧАТЬ учиться писать хорошо?».
Общий ответ очевиден: нужно начать писать и пробовать, пробовать, пробовать. Писать, читать, зачеркивать, стирать. Думать и писать, перечитывать и переосмысливать, слушать и читать других. Однако конкретика здесь не помешает.
Я бы порекомендовал начинать с трех простых практик.
ПРАКТИКА 1: СПЕРВА НАПИШИ.
Научись преодолевать страх чистых страниц, отбрось сомнения и перфекционизм - и просто напиши страницу текста. Как угодно и о чем угодно. Пусть даже твою речь открывают обороты «Ну короче, вся фигня в том, что….» и «Черт пойми как это сказать, это похоже на…». Запомни: сперва текст, затем совершенство. Улучшать и редактировать можно только то, что уже есть. Бесконечные обдумывания текста лишь отдаляют его рождение.
Этот совет не сработает, если есть внутренние причины не писать (например, страх, неуверенность и т.д.), но по крайней мере, не стоит врать себе, что ты вынашиваешь будущий текст в голове. Нет - ты его там консервируешь и хоронишь - увы.
Если ты хочешь связать свою жизнь с текстами: стать сценаристом, писателем, журналистом, исследователем текстов, то будет крайне полезным - хотя бы пару-месяцев (а лучше полгода-год) писать ежедневно. Страница-две текста каждый день, без всяких исключений и отговорок. Это кстати и хорошая проверка того, насколько сильно твое желание заниматься этим.
ПРАКТИКА 2: ИЗУЧИ ТО, ЧТО НРАВИТСЯ.
Желанием писать лучше можно только заразиться, обычно у других пишущих. У тех, чей слог тронул и заставил ощутить свое несовершенство. Поэтому один из путей - это читать то, что нравится. Но не просто для удовольствия, а для понимания - внутренней структуры, ритма и музыкальности, формы и стиля этого текста.
Это может быть все что угодно: любимый колумнист, поэтическое произведение или песня, небольшое эссе или огромный прустовский роман. Я, например, начинал с того, что перечитывал журнал "Хакер", пытаясь понять чем он так выгодно (для меня) отличается от других. Теперь раз за разом возвращаюсь к чтению произведений Саши Соколова, эссеистике Бродского и Мандельштама . Мне они не наскучивают, мне все еще есть чему учиться у них, хотя практикуюсь в письме я уже 20 лет.
Доскональное изучение даже небольшого текста - это не мало времени. И все-таки раз за разом перечитывая, ты рано или поздно обнаружишь как в твоем сознании подобно кристаллам оформятся и станут различаться «что сказано» и «как». После этого ты научишься и свой стиль видеть со стороны. Перечитывать нужно по-разному: медленно и быстро, про себя и вслух. И не стоит бояться превращения в подражателя: если ты хоть на что-то способен, этого не произойдет. Твое личное восприятие пусть в нюансах, но проявится в твоих собственных текстах. И кстати, себя тоже полезно перечитывать.
Если вы ждали знака, чтобы начать писать, то вот он.
ПРАКТИКА 3: СЛУШАЙ И КАЛИБРУЙ СВОЕ УХО.
Один из самых лучших советов, которые я когда-либо слышал - это читать свои тексты вслух. Обычно глаз хорошо видит орфографические ошибки и корявости с пробелами и знаками препинания, но в отношении стиля и логики - ухо гораздо чутче. Фонетика и связки часто подсказывают хорошие идеи, как сделать текст читабельнее или интереснее.
Здесь есть лишь один нюанс: ухо должно быть тренированным. Его калибровка тоже требует времени. Для это нужно внимательно слушать самых разных людей: публичных и сетевых лекторов, знакомых и друзей, случайных встречных и поперечных. И вся суть калибровки состоит в понимании как работают слова - убеждают или нет, хочется ли продолжать слушать или они вызывают лишь скуку?
Опыт внимательного слушателя незаметно, но порой весьма основательно меняет и устную, и письменную речь. Наверное, поэтому круг чтения, в т.ч. и ленту в соц.сетях, стоит подбирать осознанно.
По большому счету, все эти три совета только поначалу требуют усилий, а затем становятся приятной привычкой. Привычка - хороший способ преодолеть проблемы с мотивацией (они самые сложные для тех, кто начинает). Также привычка дает материал, на который затем можно опираться, когда начнешь писать. Единственная сложность состоит в том, что как только пишущий приобретает привычку, ему пора начинать с ней бороться. Ведь в творчестве ценны нехоженые тропки.