Меж уходящим и наступающим.

Dec 30, 2013 22:55

    Последние дни писал пост про игры и игровое сознание, но не дописал. Посему вместо него пишу соображения в классическом жанре «итоги года».
    В 2013 году я стал тридцатилетним, причем сперва психологически, и лишь потом, фактически. По большому счету это был год, учивший смирению: перманентные проблемы, которые так или иначе решались, почти всегда шли на фоне событий, кои изменить мы не в силах. Уходили из жизни хорошие и интересные люди, в обществе и политике крепчал маразм. Я же весь год пролетал с ожиданиями (в т.ч. признания заслуг), зато неплохо выходил из трудных ситуаций. Впрочем, по большому счету события были благосклонны ко мне, и все же будущий год почему-то воспринимается с предвкушением облегчения. Хотя с чего это я взял, что мне не придется пахать в 2014? Тем более что в вузе работы в новом семестре прибавится. Возможно, я просто устал и потом столь уповаю на следующий год. Впрочем, в разумной части сознания я надеюсь только на то, что в ближайшую неделю отдохну и немного соберусь с мыслями. Вот только праздники не всегда располагают к этому.

У меня всегда было неоднозначное отношение к праздникам, особенно к Новому году. С самого детства я прекрасно помню, что к радостным (детским, а затем и юношеским) переживаниям уж слишком часто примешивался жгучий привкус несправедливости. Ведь предписывающие наслаждаться праздники высвечивают все формы исключения: от социального расслоения и до личной нехватки (места, времени, нужного настроя, девушки, друзей и т.д. и т.п.). Впрочем, с годами и приобретенным опытом, появилось и ощущение справедливости некоторых моментов.
    Новый год - для меня это прежде всего актуализация двух сторон жизни каждого. Во-первых, в это время мы вспоминаем о том социальном клее, который нас всех объединяет - о вежливости. Вежливость как формальность остается нулевым уровнем принятия других как субъектов, стоящих за социальной функцией. Слово или жест, означающие благодарность, всегда адресованы человеку, хотя мы и привыкли воспринимать его как функцию. Во-вторых, официальные праздники в течении нескольких дней, как и отпуск - это время, которое должно уделить себе, своим нуждам. Само собой в наши дни распоряжение этим временем проходит под диктатом наслаждения. Собственно ставшая уже привычным явлением новогодняя депрессия - это и есть тревожная реакция на неспособность выполнить требование наслаждаться «как все и даже лучше всех». Для людей более-менее свободных от навязанных массовой культурой требований, новогодние праздники становятся формой заботы о себе и близких - кто-то наконец-то может позволить себе одиночество, другие - напротив, встречу с друзьями или семьей. Мне лично очень понравилась история от Дмитрия Ольшанского о человеке, который на Новый год наконец-то нашел время сделать домашний майонез. Так и хочется воскликнуть: «Се человек!».

Через эти две составляющие и реализуется своего рода справедливость (точнее сказать, этико-эстетическая соразмерность). Большинство здесь получают то, что заслужили. Как ни странно критерием в этом случае оказывается такая неверная материя как удовольствие. Вообще удивительно, что очень немногие понимают то, что я для себя отметил еще в детстве: человека лучше всего видно не в том, как он веселится и отдыхает, а в том, как он создает себе праздник. Лицемер и ханжа не умеет получить удовольствие от казалось бы привычного ему формализма благих пожеланий в транспорте и на кассе. Такому человеку непременно найдется неудовольствие: может, кто-то не сказал банальную вежливость (на общем фоне), может, сказал не так. В то время как хороший человек даже от этой легкой формы лицемерия ("вам пакет? с наступающим") получает удовольствие. Это удовольствие от легкости, с которой мы можем быть вежливыми и понимающими. То же и с распоряжением временем. Пустой человек сам себя развлечет и обслужит погоней за «вечеринкой века», разумному - достаточно первой попавшейся возможности, любой вполне удовлетворимой потребности. Иными словами, все чаще к Новому году, да и в прочие праздники, я уподобляюсь эпикурейцам, которые хоть и признавали удовольствие единственным благом, заботились не о большем числе удовольствий, а о разумном избегании ненужных страданий и беспокойств.
    Посему я в эти дни не стану расстраиваться о несостоявшихся встречах, но буду радоваться случившимся. Я не стану думать о грядущих заботах, но буду получать удовольствие от насущных забот, и прежде всего, от приготовления праздничных блюд. Я не стану грезить о новых свершениях, я буду думать о том, кому я благодарен. И не в последнюю очередь я благодарен своим читателем, за то, что продолжаете читать и верить в меня. С новым годом вас, дорогие фрэнды!

нестрогие размышления, честность, антропология, депрессия, праздник, личное, повседневность, новый год, еда, этика

Previous post Next post
Up