Перестройка образования

Apr 11, 2019 13:22

Видя, как растёт волна венчурных инвестиций в EdTech, становится понятно, что в высшем образовании по всему миру наметились проблемы. Можно много спорить о разных моделях образования, но тот факт, что туда пошёл венчур, чётко показывает, что массовый спрос на изменения есть.

На этих выходных, когда обсуждали, а что же не так по всему миру, пришли к выводу, что цифровизация и скорость внедрения нового, убила контракт между бизнесом и образованием, который действовал практически весь двадцатый век. Смысл контракта простой. Диплом учебного заведения гарантировал работодателю, что человека можно встроить в процесс, и он будет на сносном уровне выполнять определённые функции. За эту возможность большой бизнес и финансировал образование. Где-то через налоги, где-то прямо давая деньги университетам, где-то через систему распределения выпускников.

Чтобы вся эта конструкция работала, нужны были образовательные стандарты, профессиональные стандарты, признание дипломов и прочая и прочая. Когда это всё появилось, это было совсем не бесполезно, это реально приносило пользу. Наличие диплома в руках гарантировало работу с хорошим доходом.

Но всё сломалось где-то на границе века. Цифровизация резко снизила барьер в получении нужных знаний и повысила скорость появления новых. Это начало уничтожать старую систему сразу с двух сторон. Для начала, бюрократический механизм стандартизации перестал успевать за появлением новых знаний. Чтобы подготовить программу надо пару лет, чтобы обучить по ней студентов, ещё четыре минимум. А бизнес не готов ждать шесть лет. Но второй удар оказался серьёзнее. Оказалось, что человек без диплома пригоден к работе. Это уже признали топовые компании, убрав диплом из обязательных требований.

В результате сейчас есть конфликт между бизнесом и образованием. Те налоги, которые бизнес через государство отправляет в образование, стало сложно оправдать. В итоге вполне логично, что бизнес начал инвестировать в другие формы образования, ведь текущее царство сотрудника на рынке труда, мало кому нравится. Отсюда и приток денег в образовательные венчуры.

Лично на мой взгляд, у этой истории есть два исхода, один краткосрочный, второй долгосрочный. Краткосрочный эффект должен вернуть ситуацию к балансу 19-го века, когда университеты были местом науки, а для получения работы хватало школ. В наше время это будет связка среднего и дополнительного образования. Тратить четыре года на университет, без желания работать в науке, не будут.

Долгосрочный эффект сложнее. Частично я о нём писал год назад. Дело в том, что в будущем должна победить экономика, где недостаток хороших специалистов будет сведён к минимуму. Это создаст баланс на рынке труда. Но вопрос, как большинство граждан отогнать от котиков в соцсеточке, и добровольно отправить грызть гранит новых знаний, очень сложный. Одним из вариантов решения является религиозный. Я о нём писал пару лет назад. Вторым вариантом является создание государственных, полностью бесплатных для граждан, платформ, с онлайн курсами, на темы необходимые экономике. Государству ведь конкуренция на рынке труда очень полезна. Старые и бесполезные библиотеки можно переоборудовать в точки, где даже человек без собственного компьютера, сможет приходить и изучать эти курсы. Кто-то скажет, что экзамен в таких условиях контролировать невозможно. Но извините, когда последний раз у вас спрашивали о ваших оценках в аттестате или в дипломе? То есть для широкой сферы экзамен не нужен в принципе. Работодатель и так проверяет знания на входе.

Хорошая новость во всём этом одна. Сейчас ситуация движется к точке, когда государствам снова надо будет как-то поднять уровень массового образования. Бизнес то свои задачи через венчуры решит, но вот в каких странах будет работать этот бизнес, зависит от базы образовательной пирамиды.

Образование, Размышления

Previous post Next post
Up