Адова палитра

Mar 25, 2011 19:27

Весна, как водится в провинции, грязна. Чтобы уменьшить плотность негатива, в распутицу всегда стараются проводить как можно больше мероприятий на культурном фронте - через тягу к прекрасному, якобы, зацементировать нарождающуюся межсезонную депрессию у истосковавшейся по впечатлениям публики. Пожалели бы уж лучше мой авитаминоз...







Сегодня в изостудии «Радуга» открылась привычная для этого времени года отчетная выставка членов арт-сообщества - «Весенние краски». Идут годы, а у Игоря Быкова на все случаи жизни есть лишь два названия для экспозиций; вышеназванное да «Осенний вернисаж». Удивительный традиционалитет.

После как раз октябрьского визита в стены «Радуги» я решил еще лет на десять воздержаться от культурных променадов в эти галерейные поля, но художники, участвующие в выставке, которые всю неделю подносили работы в экспозиционный подбор, говорили мне, что посетить «Весенние краски» непременно необходимо. Что есть несколько произведений, которые естественным образом обратят на себя взор, которые позволят сделать выводы о жизнеспособности изостудии. Получаса времени на подобное совсем не жалко.

То, что Быков и на сей раз не сформировал экспозицию, а лишь в хаотичном порядке развесил на свободные гвозди работы, не повод для разговора. Что семейные связи в изостудии превыше чувства меры - тоже (куда ж без Николай Николаича-то - якорного участника, которому как и всегда отдана фронтальная стена). Что все эти Володичевы-Кюлян-Лобановы выставят в очередной раз свои не запоминающиеся ни на секунду пейзажи с натюрмортами - понятно и так (сами, кстати, счет своим работам ведут? Сколько там переведенных килограммов масла и квадратных километров холста?), а что сам Быков выставит рефлексию от Рериха - к бабке не ходи. Михайлов с резьбой по дереву даже на привычном месте размещен - не с прошлой ли выставки сюжет пылится?

Понятно, что отчетный характер выставки здесь давно условный - нет ни систематизированных выездов на пленэры, ни как такового отбора работ для экспозиции. Это отчет каждого отдельного взятого художника о том, что он успел написать за последние месяцы либо нашел из раннего в каморке мастерской; практика работать под конкретный выставочный проект тут почему-то ушла сама собой. А зря: по представленным произведениям не видно развития - ни авторов, ни студии.

На сей раз имеются и дебютанты. Один - поневоле; несколько учебных работ Павла Плотникова, которые, так понимаю, просто принесены на выставку его матерью Еленой Свиридовой - сам художник сейчас в Омске, ему не до показа в родном городе. (Свиридова тоже выставилась, с упадком качества в мастерстве). Вторым посвященным стала Оксана Белальдинова - педагог детской художественной школы, протеже Владимира Толпыги. Именно ее произведения ненавязчиво выпячиваются на выставке на первый план - берет не масштабом с сюжетом, а, так сказать, немереной пошлинкой. Белальдинова громко о себе заявила в прошлом декабре на «Арт-контуре», представив пару откровенно порнографичных работ. Но если в музее изо еще как-то работают над контентом, сдерживая пыл художника, то в изостудии показывают все, что принесет автор.



Оксана Белальдинова, «Симфония весны». |ДВП, м.



Оксана Белальдинова, «Маки». | ДВП, м.



Оксана Белальдинова, «Тюльпаны». | х., м.

Далее - условности. За последнее время в Юрге как-то уж слишком развелось художников-наивистов, крайне агрессивно старающихся утвердиться в музейном пространстве. Виктор Горобец, который чаще изостудии выставляется лишь в организации инвалидов «Феникс», ни одной экспозиции у Быкова не пропускает. Понятно, что подобная творческая реализация ничего, кроме улыбки не вызывает, но все же; именно такой странный гуманизм, не позволяющий Игорю забраковать работу, и заводит «Радугу» в тупик.



Виктор Горобец, «Эволюция мира». | ДВП, м.

Следующим пациентом, которого выставляют только в «Радуге», является арт-терапевт Анатолий Агалаков. Полагаю, что психолог он такой же, как и художник, - никакой, но к своему творчеству относится весьма серьезно, даря холсты в разные учреждения. Там они надолго не задерживаются - разбираются на запчасти, и подрамник с багетом держат уже самодостаточное произведение, а мазня отправляется на антресоли (и тут не без конфликтов - автор отслеживает локальные экспозиции и любит попредъявлять претензии, например, медикам, которые повесили его абстракцию не на стену, а в шкаф).

На сей раз у него получилось чуть внятнее - при большом желании, ежели оно есть, «Дух весны» можно засчитать за портрет. А если учесть, что вторая половина автора чуть более известна в городе, чем наш самодеятельный художник, то будем считать произведение первым прижизненным (каноничным) изображением Ларисы Миклухо - похожа, чертовка.



Анатолий Агалаков, «Дух весны». | бум., гуашь.

С паноптикумом, кажется, все. Еще на выставке есть уже привычные для изостудии магические кристаллы в графике, причем их авторы размножаются продольным делением - к Яне Ларьковой добавилась некая Елена Белоусова, не берущая ни сюжетом, ни техникой. Даже камера отказалась запечатлеть для истории эти якобы произведения искусства - не велико горе. Тут, наверное, к месту вспомнить пресс-релиз, ибо отправная точка. «Основа экспозиции: живописные и декоративные работы на тему красоты родной природы, любви к женщине, композиции и натюрморты». Очень обтекаемо, так что посмотрим на холсты профессиональных художников, которые экспозицию должны бы, по логике, спасти.

Александр Серов, в арсенале которого немало славных пейзажей (его дорериховского периода), краски весны раскрыл зимним по настроению, абсолютно нуарным натюрмортом. Щербинина, которая осенью от показа воздержалась, предъявила уже известный по «Арт-контуру» батик, Федорова вообще выставила десятилетней давности зимний же натюрморт, а Виктор Акуленко представил насыщенную летнюю композицию.



Александр Серов, «Натюрморт с черепом». | х., м.



Ирина Щербинина, «Кофейное настроение». | хол. батик.



Жанна Федорова, «Сквозь изморозь». | к., м.



Виктор Акуленко, «Стрекоза». | бум., акв., гуашь.

То есть весна в своей заявке обошла «Краски» стороной. Единственными, кому более-менее получилось передать атмосферу времени года, оказались Николай Торопов и Ольга Домогалова, творческий рост которой, в отличие от ее коллег, хочется подчеркнуть.



Николай Торопов, «Букет». | х., м.



Ольга Домогалова, «Весенний пейзаж». | х., м.

Время потрачено, а вспомнить нечего. Изостудия, похоже, действительно доживает свое - то ли молодые авторы слишком разборчивы и обходят «Радугу» за пару верст стороной, то ли Быков сознательно не старается качественно обновить состав участников. С таким подходом ему вообще проще сделать в стенах ДК «Победа» стационарку - подобрать наконец экспозицию и сделать монтаж, что называется, раз и навсегда; и авторы не обидятся, и зритель ничего не потеряет. И да, названий выставкам тут впредь давать уже не нужно - нет ничего хуже банальностей, от которых всегда веет пошлостью, а то появятся еще какие-нибудь «Летние этюды» с «Зимними узорами».

артефакты, культпоходы

Previous post Next post
Up