Sep 08, 2007 22:07
"Сады осенью", при всей их похожести на другие французские фильмы Отара Иоселиани, не так ироничен, как "Фавориты луны"; нет в нем и горечи и сарказма "Охоты на бабочек". Хотя, вообще-то, анархист Иоселиани остался верен одной из своих тем - о примате жизни созерцательной над жизнью деятельной; или, вернее, об абсурдности и вредности всякой деятельности, что оставляет только возможность созерцания - настроение его фильма на этот раз иное - именно осеннее.
Осень в "Садах осенью" - не северная холодная и сырая слякоть; это южная осень - тепло, солнце, вино, листопад. Что важно, это и не сезон сбора урожая; плоды - во всех смыслах - никого не волнуют; разве что виноград - но он уже собран и перебродил. Вот и все герои фильма - движутся по бесконечному кругу, пьют вино, ночуют под мостами или в захламленных квартирах, сидят на скамейках в парке, нимало не заботясь ни о завтрашнем дне, ни о плодах рук своих. И за всем этим всегда присутствует - намеком - напоминание о смерти; но снова - не как о трагедии, а как о естественном конце, также принимаемом, как неизбежность и необходимость.
Собственно, "Сады осенью" - история об обретенном рае и обретении рая (будь он в питье вина, возделывании садов или изобретении фантастических артиллерийских систем). Во всяком случае, рай в мире образов Иоселиани должен выглядеть именно так. Разумеется, это и есть самое слабое место фильма - очень тяжело, поставив себе такую цель, избежать впадения в чрезмерный пафос. Иоселиани это, кстати, почти удалось; а там, где не удалось - он, по крайней мере, постарался этот пафос сгладить, насколько возможно.
cinephilia