Этот пост, по сути, должен быть наполнен ностальгическими настроениями и личными воспоминаниями - но поскольку он, товарищи, всё-таки про трамвай, то я решила дополнить его сугубо трамвайными подробностями, типа года выпуска и заводского номера каждого из моих друзей. (Благо, для этого есть сайт СТТС).
Начну с того, что в городе Челябинске я не была 15 лет, а это довольно много, учитывая, что в Питере, например, за эти годы трамваев КТМ выпуска 80-х годов практически не осталось. Однако, я знала, что челябинские трамваи тех лет живы - и ехала я, честно говоря, к ним, ибо их и только их я могла бы с полной уверенностью назвать своими друзьями детства. И когда я, вооружившись фотоапаратом, вышла на Комсомольской Площади, то решила, что буду снимать город только так, чтобы в кадре был трамвай, а лучше - два, или, ещё лучше - три:)
И они, конечно же, не заставили себя ждать! Это, как вы видите - 303, грузовой вагон, но модель у него та же, что и у большинства пассажриских вагонов, 71-605, зав. № 11983, выпущен в 1988-м году.
Вообще, когда трамваи не заставляют себя ждать - это прекрасно! В это же время со стороны ул.Горького уже поворачивал встречный, но про него чуть позже, сейчас - небольшое отступление про, так сказать, фон, на котором сняты трамваи. Это - соцгород ЧТЗ, интереснейший конструктивистский проект. В книге "Советское градостроительство 1920-х- 1930-х годов" ему уделено достаточно большое внимание. Проектировало его целое техническое бюро, и активное участие в проектировании принимал А. К. Буров, для которого "соцгород ЧТЗ был последним крупномасштабным конструктивистским проектом, так и оставшимся незавершённым".
Вот этот дом и прилегающий к нему квартал был выстроен в 1930-1932 годах по проекту Бурова. А трамвай - 1395, зав. № 1009, год выпуска 1991, новьё! В моём детстве его ещё не было...
Едва он успевает проехать, а навстречу уже идёт 1293, зав №10522, выпуск - октябрь 1986.
Вот он, красавец, крупным планом. Хочется сказать отдельное спасибо за юбилейную окраску трамваев. Она, конечно, далека от классической, красно-белой, из моего детства - но всё же намного лучше аляповатой, разношёрстной рекламы, "украшающей" челябинские трамваи в течение предыдущего десятилетия.
Впрочем, рекламы тоже пока ещё хватает, увы... Но - хватит об этом. Посмотрите лучше на аутентичное синее стекло за открытой дверью! На нём всегда было написано "не загораживайте стекло кабины водителя" - и я его, конечно же, в детстве всегда загораживала, потому что самым моим любимым занятием было смотреть, как водитель нажимает на всякие прекрасные кнопки. Они казались мне каким-то совершенно космическим пультом управления, ещё более фантастического сквозь синее стекло:)
Трамвай, что проехал мимо, пока я рассматривала стекло - 1378, зав. № 580, выпущен в феврале 1990 года., а идущий ему навстречу - 1308, зав. №11052, постарше, 1987 года.
Решаю, что в следующий трамвай нужно всё-таки сесть - но перед этим, не удержавшийсь, делаю кадр с тремя трамваями. Один из них -1297, зав. №11352, декабрь 1987 года, а навстречу идёт 1343, на нём мы и поедем.
Вот такой он изнутри, тут всё абсолютно аутентичное, словно с 1989 года ничего не изменилось, и вообще, словно 1989-й был совсем недавно.
1343 говорит сам за себя:)
На нём мы едем в сторону центра, и поворачиваем в сторону того самого трамвайного депо №1. Трамвайное движение по-прежнему оживлённое, в отличие от автомобильного, трамвай везде идёт по выделенке - красота, да и только! Питеру и не снилось! С улицы 1-й Пятилетки поворачивает следующий герой поста, 1240, зав.№10581, год выпуска - 1986-й.
Тем временем с другой стороны перекрёстка движутся 1375, зав. №580, 1990 года, и, по-моему, 1291, номер частично закрываент машина, но если это он, то, соответсвенно, зав. №11396, год - 1987-й. Город меняется - они остаются!
А вот и трамвайное депо. Возле ворот есть ж/д мост через улицу - так вот, когда-то я очень любила встать на этом мосту и зависнуть на несколько часов, наблюдая, как трамваи заезжают и выезжают:) И теперь бы с удовольствием постояла - да время ограничено, надо ехать. Успеваю только снять, как 1267, зав №10574, 1986 года, выходит на маршрут.
А потом, когда нам уже, по сути, нужно было из трамвая выходить, я вдруг увидела, что впереди нас едет САМ Двадцатый! То есть, 1220, мой самый лучший друг детства, я даже песню про него написала, когда мне было лет этак шесть:)
Наружу я вылетела пулей, под жаркое, тридцатисемиградусное небо, в дрожащее марево раскалённого воздуха - и рванула за Двадцатым! Ибо, как я уже говорила, плох тот трамвайный фотограф, который не может бежать наравне с трамваем:) И, конечно же, я его догнала на светофоре, вот он!
Заново покрашенный, он выглядит, как будто вчера с конвейера - а ведь он чуть моложе меня, родился в 1986-м, зав.№10136. Навтречу ему выворачивает какой-то трамвай 2-го депо, номера не разобрать...
И - Двадцатый уезжает. Трамвай с собой не заберёшь, разве что, в сердце, где я ношу его всю свою жизнь. И я ещё долго смотрю ему вслед, а потом... Потом я поворачиваюсь в другую сторону и продолжаю фотосет. 1273, зав.№10990, выпуск - май 1987 года.
Небольшое печальное отствупление, фото без трамвая, называется "здесь был город"...
Дальше мы идём пешком, той самой дорогой, которой я каждый день ходила в школу - ну, или ездила на трамвае, в общем-то. Ехать мне было три остановки. Правда, так было, увы, только до третьего класса, потом мы переехали, и я трамвая лет семь не видела вообще:(((
На мосту я успеваю заснять 2152, он из второго парка, зав. №8473, и он, можно сказать, старичок, выпущен в декабре 1983 года.
Просто фотооткрытка:)
И - снова фото с тремя трамваями. На дальнем, увы, номера не разобрать, видно только 1242 зав.№10715, 1986 года, и 2033, зав №325, август 1990 года.
Здание Теплотехнического института, где мой дед, Георгий Ружковский, когда-то заведовал испытательным стендом. И, конечно, здесь трамваев ещё больше, очень оживлённый перекрёсток, середина дня. Номеров только, жаль, не видно с такого растояния.
Поэтому повернёмся назад, туда, откуда мы пришли. Тут как раз к остановке подходит КТМ другой модели, 71-608 КМ.
Выпущен в марте 1995 года, на сайте есть примечание: "возгорание в кабине, 15.02.2013г". Какое-то время был учебным, потом снова стал линейным.
Вот там, чуть правее, мой бывший дом, правда, он в кадр не влез. Зато влез 1301, зав. №10825, выпущен в феврале 1987 года.
А этот трамвай почему-то не перекрасили, и он вынужден рекламировать такси. По своей воле он бы точно не стал этого делать... 2124, зав. №9616, 1985 года, я тебя помню в нормальной ракраске:)
Ну и, как-то так получилось, что я начала свой трамвайный фотосет со спецвагона - и заканчиваю спецвагоном, но только другим:) У вагона 418, зав № 7178, довольно интересная судьба, до 2009 года он был пассажирским и числился, как 2176. Таким я, по сути, и должна его помнить, он построен в 1982-м, всего на три года младше меня...
На этом мой трамвайный отчёт закончен. Мы посидели во дворе моего бывшего дома, отдохнули и двинулись дальше, ибо в этот день у меня было запланировано посещение городка ЧГРЭС, незаслуженно забытого памятника конструктивизма. А по пути Гриша тоже нашёл раритетную технику на свой вкус:)))
Правда, я про грузовики писать не умею, так что на этом - всё. Спасибо за внимание.