Городская электрическая станция, г. Астрахань, ул. Красная набережная, 36

Aug 25, 2024 20:23



В конце XIX столетия в Астрахани встал вопрос о строительстве городской электростанции, поскольку город в связи со своим развитием остро нуждался в электроэнергии. Городская дума и Городская управа, оценив перспективы, которые должна была принести с собой электрификация, предложили решить проблему введением облигационного займа на строительство электрической станции. По мнению Городской управы, она «...доходами от частных потребителей может окупить расходы по своему содержанию и, следовательно, явится большая экономия в расходах по освещению города. С течением времени, развитием и ростом города, собственная городская электрическая станция будет давать еще больше доходов».





Фото конца 1970-х годов



В 1900 году Астраханская городская дума ходатайствовала перед Министерством финансов о выпуске займа на миллион рублей для постройки в городе не только электростанции, но ещё здания городских учреждений и устройства канализации. Ходатайство Министерство отклонило и средства на строительство электростанции были изысканы только в 1908 году. 15 сентября 1908 года на заседании думы были приняты проект городской электростанции, разработанный "Акционерным обществом электрического освещения" и записка инженера-электротехника Ивана Ивановича Зайковского. Проект был утверждён на следующий день строительным отделением Губернского правления. В 1909 году приступили к постройке электростанции.



Фото 1970-х годов



Астраханская электростанция строилась по образцу тепловых электростанций рубежа XIX-XX веков, работающих на двигателях внутреннего сгорания. Проектом предусматривались три дизельных двигателя, поставленных заводом Нобеля, генераторы однофазного переменного тока, распределительная доска, мостовой кран, насос для охлаждающей воды, наблюдательная площадка и галереи в машинном зале. Ток подземными кабелями должен был подаваться на Купеческую биржу, к Александровскому саду (ныне пл. Ленина) и на (ныне не существующую) Облупинскую площадь. Оттуда в свою очередь ток распределялся в остальные участки города с помощью воздушной проводки.



Фото 1970-х годов



Место для возведения станции было выбрано в центральной части города на берегу реки Кутум между улицами Индийской (ныне ул. Володарского) и Рождественской (ныне часть ул. Коммунистической). Под электростанцию был отведён узкий треугольный квартал, образованный схождением набережной Кутума и Малой Агарянской улицы (ныне ул. Советской милиции). Некоторые источники автором проекта указывают астраханского архитектора Павла Ивановича Коржинского, другие - Коржинского в сотрудничестве с Константином Кирилловичем Домонтовичем, но в паспорте памятника культурного наследия 1977 года архитектор не указан. Подтверждения архивными документами авторства Коржинского и Домонтовича мне пока не попадалось.



Здание, законченное к 15 марта 1910 года, заняло западную, широкую часть квартала. Но уже вскоре после постройки первого строения электростанции возникла необходимость её модернизации, поскольку осуществлялся переход на трёхфазные генераторы и паротурбинные двигатели. Потребовалось расширение полезных площадей для размещения парокотельного агрегата, буферных аккумуляторных батарей, трансформаторов, распределительного устройства и т.д. Видимо, пристройки осуществлялись постепенно и были завершены к 1916 году. Расширенное здание электростанции уже заняло весь квартал и несколько на отлёте от него, в восточной вершине треугольного участка, разместилось небольшое двухэтажное здание -"утюжок", в котором размещалась на тот момент подстанция.



Здание бывшей подстанции. Фото 1970-х годов



Комплекс зданий городской электростанции представляет собой конгломерат разновременных построек с различной этажностью. Историческим ядром являются прямоугольное здание машинного зала и пристроенное к нему позже здание средней части с семиосевым фасадом, выходящим на набережную реки Кутум. Окна верхнего света в этой части здания двойные с арочным завершением. С запада к основным постройкам примыкает несколько более поздняя пристройка с 11- осевым фасадом по ул. Володарского, разделённая вестибюлем и лестничной клеткой на две половины.



Фото 1970-х годов



С востока к машинному залу примыкает вытянутый в поперечном направлении трёхсветный котельный зал с трёхосевыми фасадами, выходящими на Красную набережную и ул. Советской милиции, выстроенный в 1916 году и ставший композиционным центром сформировавшегося к тому времени ансамбля городской электростанции. Восточное двухэтажное, частично с двусветными помещениями, сужающееся в плане крыло, а также дополняющее его двухэтажное, трехугольное здание подстанции, композиционно уравновешивают постройки западной стороны.



Надстройка 1937 года. Фото 1970-х годов



Надстроенное в 1937 году здание части турбинного зала

Помещения восточного крыла делятся на переднюю и заднюю половины продольным коридором, ведущим к круглому в плане помещению - бывшему основанию дымовой трубы. Позади машинного зала, частично сохранившего первоначальные проёмы по своему южному фасаду, возвышаются поздние объёмы турбинного зала с фасадом, выходящим на ул. Советской милиции, и конструктивистской надстройки 1937 года.





Ранняя часть постройки выполнена из кирпича разных марок начала XX века на кирпичном же ленточном фундаменте. Полы цементные, перекрытия деревянные, балочные. Залы перекрыты метелическими стропильными конструкциями. Крыши железные двускатные и вальмовые. Котельный зал покрыт цилиндрической крышей. Внутри зданий стены оштукатурены и побелены, а снаружи окрышены по кирпичу.



Фасад машинного зала по всем простенкам обработан лопатками, по которым раскреповываются кирпичный венчающий карниз с фризом прямоугольных впадинок и межярусный пояс, выполненый двумя тягями. Сдвоенные арочные окна верхнего света обведены широкими рустованными архивольтами, опирающимися на короткие полуколонки с "романскими" капителями. Над крайними осями фасада возвышаются аттики с лучковым подвышением, украшенные эмблемой акционерного общества. Лопатки украшены плоскими выступами, имитирующими "стекание" поверхности, с круглыми медальонами под раскреповками межярусного пояса. Оформление других фасадов носит более строгий характер. Неоштукатуренные фасады пристроек 1916 года решены в более поздних формах архитектурной эклектики с отдельными элементами модерна.



Памятник промышленной архитектуры начала XX века, сравнительно редкий пример первых тепловых электростанций в России. Сохранившаяся планировка отражает постепенное расширение и совершенствование процесса производства электроэнергии. Следует отметить выразительный контраст тяжёлой пластики фасада машинного зала с обширными остеклёнными поверхностями окон нижнего света, "барочным" фронтоном котельного зала и волнистыми аттиками восточного крыла.



Здания Городской электростанции служили городу по своему прямому назначению до 2016 года включительно, затем электростанция была закрыта в соответствии с распоряжением министерства строительства и ЖКХ Астраханской области от 28.08.2017 № 318/1. И пришло вместе с этим рапоряжением запустение в уникальный памятник культурного наследия... Стоит он и разрушается. Использовать по назначению собственнику не было необходимости, а над другими вариантами, по всей видимости, не задумывался. Или может задумывался, да возни с этими памятниками много. То это нельзя, то другое. На каждое действие бумажка разрешительная нужна. В общем, не придумал... В 2018 году в здании начали демонтаж оборудования (по словам чиновника Службы гос.охраны ОКН) не представляющего исторической ценности. А время идёт, так может случиться, что и реставрировать и приспосабливать будет уже нечего. Тут смотря на всё это не один год, вдруг зашевелилась Служба государственной охраны памятников и обратилась в суд. Кировским районным судом г. Астрахани в 2023 году вынесено решение об обязании собственника объекта культурного наследия провести реставрацию данного комплекса. Таинственный владелец станции должен в треёмесячный срок разработать проектную документацию на проведение ремонта и согласовать её со Службой гос.охраны ОКН. На выполнение ремонта выделяется год, за не исполнение решений суда собственнику грозят штрафные санкции. В разное время появлялась информация, что красивое и просторное здание могут использовать для организации культурного пространства - но это пока так и осталось словами. На дворе 2024 год, а  с памятником ничего кроме запустения не происходит. Как это понимать? На решения суда у нас плевать хотели? Или собственнику проще платить штрафы, чем реставрировать памятник? Молчание и забвение и со стороны Службы гос.охраны ОКН. А между тем очень жаль, что люди, имеющие власть не имеют культуры и не почитают историю...

Ссылки на материалы и фотографии:
https://love-astrakhan.ru/sgt/gorodskaya-elektricheskaya-stanciya
https://upload.wikimedia.org/wikivoyage/ru/4/4f/Passport_3000208000.pdf
https://elena-pim.livejournal.com/98976.html
https://dzen.ru/a/ZcUU7BAwQSMEDSta
https://www.tripadvisor.ru/LocationPhotoDirectLink-g298513-d10317681-i196210003-Astrakhan_City_Power_Plant-Astrakhan_Astrakhan_Oblast_Southern_District.html
https://arbuztoday.ru/elektrostanciyu-pamyatnik-v-centre-astraxani-razbirat-ne-budut/
https://dzen.ru/a/ZRq8G04ZHkpfK01E
https://astrakhanpost.ru/stoletnee-zabroshennoe-zdanie-elektrostancii-v-astraxani-sud-obyazal-otrestavrirovat/
https://astrahan.bezformata.com/listnews/elektrostantciyu-v-tcentre-astrahani/117523546/
https://2gis.ru/astrakhan/gallery/geo/1126535562029173/photoId/1125899919205101?m=48.04234%2C46.352844%2F16

история, Астрахань, Астраханские здания наяву и в памяти, архитектура

Previous post Next post
Up