Передольская сопка («Рюрикова могила», «Вилия гора», "Шум-гора")

May 24, 2024 07:31


Издавна местные жители хранят предания и легенды о необычной Передольской сопке («Рюрикова могила», «Вилия гора») как о могиле Рюрика[2][10]. Этот курган входит в комплекс так называемых Оредежских сопок, растянувшийся на километры в междуречье Луги и Оредежа - местность, где жили также крестьяне-староверы. Показательно соседство (если не тождество) старообрядцев и хранителей Рюриковой легенды.

Любопытно, что в архиве графа В.Н. Тенищева (Этнографический институт, Санкт-Петербург) среди сообщений его респондентов из Новгородской губернии есть предания о кургане, в котором захоронен воин-христианин, погибший за Русь.

Название «Шум-гора» появилось поздно, лишь в конце XIX в., имеет фольклорное происхождение, связано с народным обычаем у местных жителей опускать в яму на вершине кургана монеты и ленты и слушать «особенным образом», как шумят недра сопки. Однако подобные рассказы о "шумных горах" А.Н. Афанасьев возводит к сказаниям о "неистовом воинстве Одина".

Русский археолог Л. Н. Целепи в 1897 г. писал в своих дневниках, что напротив Шум-горы, на поле, стоял довольно большой камень с клинообразными письменами. Весьма примечательно, что местные крестьяне говорили Л. Н. Целепи о пустотах и деревянных срубах в сопке.

Первое подробное описание остатков старины Передольского погоста (1880 г.), в том числе и «Большой сопки», принадлежит М. Быстрову. Согласно разным исследованиям ранее её долго называли «Крестовой сопкой», а также «Рюрикова могила», на вершине которой стоял каменный крест, окружённый валунами, и стояла часовня. Местные жители приходили крестным ходом на «Троицу», в неделю «Всех Святых», «молились на крест» или служили молебен на ней (<<На день всех святых на вершину сопки совершали Крестный ход»[7][11]. До появления каменного креста на вершине ранее стояли три Креста (возможно, в честь Рюрика, Синеуса и Трувора).

Название же «Рюрикова могила» связано со сказанием:«Была битва поздней осенью, на северном берегу Луги. Рюрик был тяжело ранен и погиб. Холодно было, земля смерзла, тело его засыпали камнями. Весной тело Рюрика перенесли через реку в местечке «Каменья» с огнями, на южный берег р. Луги, где похоронили в большом кургане, в золотом гробу и с ним 40 бочонков серебряных монет, коня с позолоченным седлом, а также эти 12 человек головами по кругу.» (Место записи: Подгорье, Волочек, Брод. Время - середина 90-х гг. XIX в.; что нашло отражение в фольклоре и легендах местных жителей, собранных и записанных исследователями в XX веке и позднее).

Подобным образом православные жители в Великолуцком уезде Псковской губернии, где по преданию под одним курганом «лежит храбрый витязь, богатырь славный, павший во честном бою за веру христианскую» в память витязя служили встарь панихиды.

Однако, именно на Троицу Дух Святой низошёл на апостолов - и такой день весьма подходит для объявления народу Богоизбранного монарха, и является неким символом благословения свыше царской (княжеской) власти. Народные обряды, в Троицкий праздник проводившиеся на «Крестовой сопке», вероятно, сохранили след некоего государственного ритуала, указывающего на важное место Рюрикова кургана в судьбах России. Население Передольского погоста могло почитать в Рюрике первого Царя-христианина Руси. Подобным образом в Изборске на знаменитой Труворовой могиле стоял древний каменный крест, почитавшийся местными жителями, которые ещё в XIX столетии называли Рюрикова брата «Царем Трувором». Причем тогда же изборские горожане, по словам этнографа П.И. Якушкина, всё норовили спутать Трувора с Рюриком. И на Белом озере показывали в XIX веке могилу третьего брата, «Царя Синеуса»[12].

Сооружение креста и часовни на Рюриковой могиле - тому есть пример: в датском Хернинге под древней церковью был исследован холм, который оказался могилой-курганом (с похороненой в погребальной камере респектабельной дамой), немногим более древним, чем храм. В древности первые христиане совершали Литургию на гробах святых мучеников. На Руси традиция погребения под полом храма зародилась вместе с распространением христианства. Помимо святых и мучеников внутри церквей хоронили высших церковных иерархов и князей.

В 1927 г. комплекс был впервые обследован сотрудниками ГАИМК П. Н. Шульцем и В. П. Гроздиловым. Группа сопок в количестве 6 насыпей паспортизирована в 1949 г., обследовалась С. Н. Орловым в 1959 г., и Новгородским отрядом ИА АН СССР в 1975 г. В 1984 г. Н. И. Платоновой здесь было открыто селище площадью ок. 9 га, раскопки которого начались с 1985 г. и продолжались с перерывами до середины 2000-х гг. За это время на разных участках вскрыто 212 м², а также раскопаны две насыпи, давшие интересный материал по погребальной обрядности носителей культуры сопок.

Возобновление интереса к Передольскому погосту в современное время подстегнул собранный подъёмный материал на погосте местными краеведами М. С. и С. С. Алексашиными, который в совокупности с формой и размерами самой Крестовой сопки отсылал к схожим «королевским курганам» в шведских и датских погребениях. Некоторые ученые, в том числе академик Б. А. Рыбаков[13], уже несколько десятилетий назад согласились с высказанным в 1920-х годах И. Беляевым предположением, что Князь Рюрик русской летописи - это Рорик Ютландский[14][15][16][17] (по месту его рождения) или Фрисландский (по месту его владений), один из сыновей ютландского конунга Хольвдана (из рода Скьельдунгов, происходящий по преданию от Одина Скьёльда), изгнанного из Дании примерно в 782 г., и получившего от Карла Великого во владение (лен) страну фризов (где была область Рустрингия, на побережье Северного моря с выходом в Варяжское море) на условиях охраны побережья Фризии от викингов и уплаты налогов в имперскую казну. Причём, именно фризские кувшины, датированные IX в., фризские гребни и скандинавские бусы были обнаружены археологами в курганах возле скандинавских (варяжских) поселениях близ Ладоги, места княжения Рюрика c 862 по 864 год[18]. А гидроним «Луга» отсылает к описанному Тацитом союзу племен, называемый лугиями, которых современные исследователи определяют страной их происхождения - север и запад Ютландского полуострова (то есть предполагаемую родину Рюрика). Известно, что после изгнания из Дании Харальда Клака, при покровительстве которого св. равноапостольный Ансгарий вёл проповедническую деятельность в Дании[19], он вместе с братом Рориком (Ютландским), родичами и знатью приняли крещение в Ингельхейме на Рейне у Людовика Благочестивого в 826 г., найдя там убежище от соперников (язычников) и опору для борьбы за верховную власть над Данией.Данный факт согласуется с гипотезой А. А. Горского, который первым обратил внимание на то, что в двух византийских источниках «русь» выводится «от рода франков». В окружении христианина Рорика, как следует из жития святого равноапостольного Ансгария, были христиане - «мнози бо беша варязи христиане». Известно также, что во время набега в 845 г., когда его дружине угрожало “моровое поветрие”, Рорик повелел отпустить всех пленников-христиан, а соратникам приказал две недели поститься. После долгих лет борьбы за верховную власть над данами Рорик Ютландский, не добившись в итоге успеха, пострадав от ложного обвинения франков в измене, не видел больше смысла в подчинении императорам франков. Вдобавок к этому жемчужина владений Рорика торговый центр Дорестад стал терять своё значение из-за заиливания русла Рейна. (Очевидно, в борьбе за власть с соперниками родичами, язычниками, Рорику и дали прозвище «желчь(язва) христианства», которое распространилось по всему побережью Варяжского моря.) Вероятно, с этого времени Рорик и обратил своё внимание на Восток, торговые связи с которым были установлены фризами ещё в VIII в., где впоследствии согласно ПВЛ около 860-х гг. в землях славян и финнов появляется призванный ими владеть и судить “по праву” Князь Рюрик/Рёрик (успешно защищавший в течение 23 лет побережье Фризии от набегов викингов[20]), приведший с собой «всю Русь» (знакомую с социальной структурой и организацией власти в империи франков), «дружину многу и предивну», варягов, но не тех, которых союз славянских и финно-угорских племён прогнали ранее. Оставшиеся во Фризии относительно немногочисленные норманны были перебиты в 885 г. в Бетуве после предательского убийства их вождя Готфрида на переговорах с франкской знатью. После 885 г. все сообщения о норманнах во Фризии прекратились.

Потомок христианина Рюрика Иван III так отвечает на предложение просить императора о королевской короне: «Мы Божьею милостью государи на своей земле изначала, от первых своих прародителей, а поставление имеем от Бога, как наши прародители»[21].

В 2002 г. по инициативе Алексашиных и при участии петербургского археолога Г. С. Лебедева были организованы георадарные исследования сопки, в ходе которых уточнили размеры (высота - 14 м, диаметр - 70 м.) и структуру сопки (поверхность сопки выложена кусками известкового плитняка, что в древности могло быть «идеально белым двухъярусным сооружением»), а на глубине 14-15 м от вершины была обнаружена полость размером 9х3х3 метра, «вытянутых очертаний», четко ориентированную с востока на запад. Наличие данного объекта, его размеры и ориентировка подтверждены многократным профилированием. Всего на вершине сопки произведено 53 профильных сканирования двумя различными антеннами. У исследователей (в том числе Г. С. Лебедева, выступившего в телевизионной программе «Искатели») возникло предположение, согласующееся с местным преданием, что полость - это погребальная камера или саркофаг.







Подобная сопка в 15 м есть в Норвегии, в 30 км к северу от Осло, и называется Ракнеханген (Raknehangen). Сопку прозвали «Царской могилой». При раскопках были обнаружены внутренние деревянные конструкции, но исследования были остановлены…

В 2001 году в с.Заполье (Передольский Погост) во время глубокой вспашки поля местными была найдена россыпь монет. Среди них - аббасидские монеты ал-Мутамида, 870-892; аббасидские монеты, Харун ар-Рашида, 786-809, Мадинат ас-Салам; саманидские монеты Исмаил ибн-Ахмада, аш-Шаш, 898 и 899 гг. и ряд других. В группу этих находок попадают не только монеты, но и застежка - малая бронзовая литая круглая фибула со следами позолоты (конец 9 - 970 гг). Такие фибулы бытовали у жителей Бирки - центра скандинавской торговли того времени, район современного Стокгольма. Попадается и скобка с кружевным орнаментом, также распространенная у жителей Бирки.

8 июля 2003 г. в присутствии петербургских и московских ученых на вершине сопки были открыты две каменные плиты, украшенные монограммой (гальдрастафом). Монограмма напоминает, с одной стороны, знаки на оболах Карла Великого (отчеканенных в Мелле) и на верденских денариях Карла II Лысого (840-877 гг.), с другой стороны, - монограмму византийских Палеологов, а с третьей, - изображение «двузубца» или «трезубца» (знаки Рюриковичей) на так называемых «дрогичинских пломбах» (ХII-ХIV вв., найденных в г. Дрогичине на Западном Буге) и на серебряном перстне Московского Исторического музея, а также на перстнях, приписываемых сыну Ярослава Мудрого, Всеволоду, и хранящихся в фондах Британского музея.

В 2003 г. Н. И. Платонова совместно со специалистами Всероссийского научно-исследовательского института разведочной геофизики («Рудгеофизика») и геологического факультета СПбГУ провели сейсмографические исследования сопки, целью которых являлась разработка методики исследования памятников археологии неразрушающими методами. Работы 2003 г. стали для указанного коллектива одним из этапов исследования сопки геофизическими методами.

В 2006 г. на сопке «был выполнен комплекс геофизических исследований, который включал в себя высокоточную сейсморазведку, электроразведку и магниторазведку». В суммарных выводах статьи 2009 г., подводящей общие итоги всего цикла исследований содержится окончательная констатация искусственного характера сопки. Из конструктивных особенностей насыпи было подтверждено наличие рва и скоплений валунного материала в нижней части, при этом не исключалась их связь с разрушенными остатками какого-то строения. Наиболее важный вывод сделан относительно низкоскоростной зоны, расположенной в верхней части насыпи (выше 5 м от её основания), которая была интерпретирована как засыпанная погребальная камера. Все эти элементы были отражены в представленной археолого-геофизической модели[22].

В проекте, посвящённом исследованию родословной и генетических данных Рюриковичей историк, генеалог, специалист в области генетической генеалогии Волков Владимир Геннадьевич привёл результаты исследований: 1) наиболее близкие генетические родственники Рюриковичей проживают, в основном, на территории Швеции; 2) самые ближайшие к ним проживают на востоке Швеции, где располагалась древняя столица Швеции - Упсала, в которой сидели древние короли; 3) возможно Рюрик происходил из племени Русь, которое там существовало; 4) дальние предки Рюрика скорее всего проживали на территории Северо-Западной части (будущей) Руси, а туда их предки пришли с Урала[23].

Previous post Next post
Up