Скандинавский след в истории российской государственности.

Jun 01, 2024 01:06


«Старая Руса на реке Русе существовала еще до пришествия варягов, принадлежала к Новогородской области; следовательно, Руссы уже были в этой вольной области до призвания князей варяжских. Эти Руссы могли точно так же участвовать в призвании варягов, как и прочие племена Новогородской области. Они, Руссы, и действительно участвовали в этом призвании, ибо в Лаврентьевском или старшем списке Несторовой летописи сказано: «и реша Русь, Чудь, Словене и Кривичи (варягам-Руси): вся земля наша велика и обильна и пр.» То есть варягов-Руссов призывали к себе четыре племени Новгородской области, в числе которых, во главе, стоят Руссы. На основании этого мы можем слова летописи выразить так: Руссы вольные, или Новогородские, жившие в старой Русе, призывали из-за моря Руссов, княживших в том краю и бывших варягами.»[1]

Существует гипотеза, впервые высказанная российским историком Аристом Куником, что Синеус и Трувор являются именами вымышленных персон и возникли под пером летописца в результате буквального перевода древнескандинавской фразы «сине хус тру вор» (sine hus thru voring), что означает «с домом и дружиной». Имеется и ещё одно толкование, расшифровываюшее имена Синеуса и Трувора как полный перевод фразы «Рюрик - победоносный и верный» «синотр и трувар» (signotr i thruvar) Однако большинство скандинавистов считают эти предположения маловероятными и указывают на то, что личные имена Синеус и Трувор встречаются во многих скандинавских источниках.[2]

В некоторых списках летописи упоминается имя и ещё одного варяга - Олега. Так, в Воскресенской летописи говорится: «Князь же Рюрик взя с собою два брата Синеуса и Трувора и племянника своего Олга и нача мыслити хотя ити на Русь».[3] Иоакимовская летопись называет Олега шурином Рюрика, то есть братом его жены Ефанды. По свидетельству историка В. Н. Татищева, в Раскольническом списке летописи Олег именуется вуем Игоря, то есть дядей с материнской стороны.
Легендарные слова послов: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет», по мнению некоторых лингвистов, являются одним из возможных вариантов перевода текста летописи на современный язык, так как по Ипатьевскому списку на старославянском языке эта фраза звучит иначе: «земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет». В ряде других списков (например в Четвёртой Новгородской летописи) приведена несколько другая формулировка «земля наша добра и велика есть, изобилна всем, а нарядника в ней нет». При этом исследователи (например, И. Я. Фроянов)[4] под словом наряд понимают полномочия на осуществление властных функций, а под нарядником - судью, правителя княжества.

Летописи также расходятся в именовании города, куда пришел княжить Рюрик. Согласно Лаврентьевскому списку и Новгородской летописи, это был Новгород, однако по Ипатьевскому списку Рюрик сначала княжил в Старой Ладоге и только через два года после смерти братьев «срубил», то есть основал, Новгород. Археологические данные подтверждают скорее вторую версию, так как самые ранние постройки Новгорода датируются X веком, в то время как Ладога была построена около 753 года. Но не стоит скептически относиться к сведениями Лаврентьевского списка летописи, так как возле Новгорода есть так называемое Рюриково Городище, княжеская резиденция, которая старше самого Новгорода, и она вполне могла быть изначальным местом пребывания князя Рюрика.

Большинство современных исследователей принимают старую гипотезу Ф. Крузе о тождественности Рюрика Новгородского с Рориком Ютландским и восстанавливают биографию князя с учётом европейских источников о нём.
Князь Рюрик-Рорик (Hrorekr), то есть «могучий славой», происходил из древнего скандинавского рода. Отец его Хальвдан около 770 года стал коннунгом (т. е. правителем) Ютландии. Мать Умила была славянкой из рода посадника Гостомысла. Сам Рорик родился после 800 года. По данным западноевропейских источников, Рорик вместе со своим братом Харальдом в 826 году прибыли в столицу Франкской империи город Ингельгейм на Рейне и там в присутствии императора приняли крещение, в котором Рорик был наречён Георгием, но об этом факте позднее было забыто, так как самому Рорику в тот момент, по мнению Ф. Крузе, было лишь 9 лет. На момент призвания на Русь Рорик был правителем Хедебю (в Дании) и даже помогал королю Франции Карлу II управлять Лотарингией.
Будучи внуком посадника Гостомысла, а значит наполовину славянином, Рюрик согласился на предложение словен о переезде на Русь на княжение. 8 сентября 862 года в день Рождества Пресвятой Богородицы датский князь Рюрик на 160 кораблях вместе со своей дружиной в составе 6400 воинов (данные А.Я. Яртынова) прибыли в город Ладогу и был торжественно встречен словенским народом.

Князь Рюрик был женат на Ефанде (иногда упоминается как Сфанда или Алфинда), дочери «урманского», то есть норвежского, князя из рода Сэммингов. В этом браке родился сын Ингорь (Игорь, иногда именуемый Георгом).

[1] Е.И. Классен. Новые материалы для древнейшей истории славян вообще и Славяно-Руссов до Рюриковского времени в особенности.
[2] Мельникова Е.А. Рюрик, Синеус и Трувор в древнерусской историографической традиции // Древнейшие государства Восточной Европы. 1998. М., 2000. С.148-149.
[3] ПСРЛ, Т.7, С.267
[4] И.Я. Фроянов. Исторические реалии в летописном сказании о призвании варягов // Вопросы истории. 1991, № 6, С.3-15.
[5] Рукопись Государственного архитектурного и историко-художественного Ростовского музея-заповедника, № Р-249, Л.11
[6] Карамзин Н.М. История государства Российского. 5-е изд. СПб, 1842, Кн.1 Т.1, ст.74

//Скандинавский след в истории российской государственности. Доклад ректора Санкт-Петербургской православной духовной академии епископа Гатчинского Амвросияна VI Сретенских чтениях, г. Хельсинки (Финляндия), 19 февраля 2012 г.
Previous post
Up