Великий князь Василий Иванович: "... чтобы нам быти на Московском государстве государем царем и великим князем, по степени прародителей наших, его же дарова Бог великому государю Рюрику ... и до прародителя нашего великого государя Александра Ярославича Невского ... "
Иван III так отвечает на предложение просить императора о королевской короне: «Мы Божьею милостью государи на своей земле изначала, от первых своих прародителей, а поставление имеем от Бога, как наши прародители»
Великий Князь (Иван III) отправил в Новгород благоразумного чиновника, Ивана Федоровича Товаркова, с таким увещанием: «Люди Новогородские! Рюрик, Св. Владимир и великий Всеволод Юрьевич, мои предки, повелевали вами; я наследовал сие право: жалую вас, храню, но могу и казнить за дерзкое ослушание. ...»
Русы Рюриковичей были «быстроногими» данами, согласно свидетельству Титмара Мерзебургского (в его «Хронике» между 1012 и 1018 гг. о множестве «быстроногих данов» в Киеве, обороняющих город от печенегов) и двум византийским хроникам [10].
---
Это сообщение перекликается с сообщением византийских источников о русах-дромитах, прозванных так за быстроту передвижения3.
Гипотеза тождества Рюрика и Рёрика Фрисландского утверждает, что это были не просто даны, а даны Хальфдана, Харальда Клака и Рёрика пришедшие из Фризии с территории империи франков, где они находились в течение достаточно длительного периода с 807 г. по 885 г.
В «Повести временных лет» русы упоминаются в перечне скандинавских народов как раз вместо данов и фризов, а в интересующем нас договоре Игоря с греками, помимо скандинавской клятвы русов на оружии, присутствует типичная фризская формула, указывающая, что договор заключается на все время, «дондеже солнце сьяеть и весь миръ стоить» [11], что позволяет отождествлять русов с фризскими данами.
---
... данная формула присутствует в «Молитве» митрополита Илариона и древнерусских юридических актах17. Здесь нужно поблагодарить Рольфа Бреммера, разрабатывающего вопросы древнефризского языка и нарратива, который сравнил клятву скандинавов и древних фризов и детально ее разобрал18.
/ @ Губарев О.Л. И снова о клятве русов… (ответ Д.В. Пузанову) // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2023. Т. 165, кн. 4-5. С. 92-102.
https://doi.org/10.26907/2541-7738.2023.4-5.92-102 / О. Л. Губарев. ГИПОТЕЗА ТОЖДЕСТВА РЮРИКА И РЁРИКА ФРИСЛАНДСКОГО (К ВОПРОСУ О МЕТОДОЛОГИИ), 2021
Исследовательскими средствами при разработке данной гипотезы являются сопоставления и анализ сообщений источников о русах «от рода франков», о русах-дромитах и «быстроногих данах» Титмара Мерзебургского, а также привлечение сообщений анналов франков (Бертинских, Ксантеннских, Фульдских и др.) и скандинавских саг о древних временах Fornaldarsögur.
Сообщения источников сопоставляются с данными археологии, подтверждающими:
1) наличие фризско-датско-русских торговых связей и
2) присутствие на Северо-Западе Руси (в частности, в Старой Ладоге) фризов.
То есть, тем самым, опровергнут главный аргумент Г. Ловмянского против данной гипотезы5. О. Прицак отметил, что в «Саге о Хромунде Грипссоне» сказано: sa konungr refi fyrir Gordum i Danmork, er Olafr het («Конунг, которого звали Олав правил Гардаром в Дании»). Прицак считал, что это упоминание Гардов (то есть Руси - О. Л. Губарев) относится к Фризии под управлением данов6, то есть к тем самым «фризским данам» Рёрика Фрисландского/Рюрика. Хотя возможны самые разные иные интерпретации, например, возможно, что речь здесь просто идет о хуторе (гард) или городище с таким названием. Кроме того я постарался показать, что исландская сага "о древних временах" - «Сага о Скьёльдунгах», а точнее, ее гипотетический отрывок «Фрагмент о древних конунгах...»(Sögubrot af fornkonungum...), содержит легендарный рассказ о событиях связывающих Данию с Русью. Причем имена героев саги соответствуют именам первых Рюриковичей8.
....
... работа Г. Ловмянского с наиболее обстоятельной критикой гипотезы тождества Рюрика и Рёрика Фрисландского, опубликованная в 1963 г., безнадежно устарела и не может использоваться в качестве аргументации против этой гипотезы16.
«Вся русь», которую Рюрик привел в земли славян и финнов пришла не непосредственно из Скандинавии, где историки пытались искать и не могли найти народ «русь», а с территории империи франков, из Фризии. Эта «русь» состояла из данов, которые с 807 г. по 885 г. провели на территории империи франков. И примкнувших к ней фризов-язычников, не смирившихся с потерей независимости, и свеонов из Бирки, как основной базы норманнов на пути на восток.
За время пребывания этой руси на территории империи франков ее вожди из клана Скьёльдунгов изучили дипломатию, ленную систему и социальное устройство империи. Кроме того они изучили военное дело франков и обеспечили себя самым лучшим вооружением, экспорт которого за пределы империи был запрещен капитуляриями императоров франков. Вожди «фризских данов» приняли христианство, Рёрик состоял в переписке с такими отцами церкви как Хинкмар Реймсский и епископ Утрехта. То есть Рёрик/Рюрик обладал всеми необходимыми знаниями для создания раннего государства в своих новых владениях на Северо-Западе Восточной Европы. Необходимо отметить, что эта ранняя государственность создавалась варягами-русами на месте, применительно к местным условиям, и ни о каком экспорте государственности откуда бы то ни было речь идти не может.
... археологические находки подтверждают данную гипотезу о тесных связях Руси с Ютландией и Фризией.
Путь «из варяг в греки», точнее, установление новых торговых путей или контроль над уже существующими был с самого начала целью русов Рюрика, стремившегося связать свои восточные владения с западными, соединив путь «из варяг в греки» с путем «из фризов в варяги». Значение этих действий Рюрика выходило далеко за рамки одной страны и повлияло на всю систему мировой торговли того времени27.
Необходимо помнить, что «фризские даны» Рюрика были данами-изгоями. Они вместе со своими вождями приняли христианство, пусть даже формально, и дорога назад в языческую Данию была для них закрыта. Характерно, что на Восток и позже шли обычно конунги-изгои, потерпевшие поражение в борьбе за трон в родной стране28. Но если в более позднее время конунги-изгои могли вернуться в Скандинавию, то для Рюрика было возможно либо возвращение в свои фризские владения, которые он продолжал удерживать до самой смерти, либо обустраивать жизнь на новом месте.
Зарубежные источники, рассказывающие о норманнской Руси (арабские и персидские, византийские, латинские) естественно путали и контаминировали сведения о русах на Западе в начальный период их истории и в более поздний на Востоке, чему не приходится удивляться. Отсюда и постоянная связь в сообщениях мусульманских писателей русов с мусульманской Испанией (ал-Андалус), отсюда упоминание о «руси от рода франков» в отдельных византийских источниках, отсюда связи с Северной и Западной Европой, рассматривавшей русов как родственный народ, при Ярославе Мудром.
НАЧАЛЬНЫЕ ДАТЫ РУССКОГО ЛЕТОПИСАНИЯ НЕ ВРУТ. НО МЫ НЕ УДОСУЖИЛИСЬ ПРАВИЛЬНО ИХ ПРОЧЕСТЬ, УЧТЯ ОCОБЕННОСТИ ДАТИРОВОК БОЛГАРСКИХ ХРОНОГРАФОВ
Итак, Рёрик Ютландский не мог прийти в Ладогу раньше, чем он выпадает из поля зрения западных хронистов. А это случилось в 867 г. (или, возможно, годом ранее).
Рёрик Ютландский перебрался из Дорестада на свою родину, в Хедебю, когда в 850-х, когда заилился и изменил течение Нижний Рейн и процветавший торговый мегаполис Дорестад за несколько лет захирел, превратился в деревню. В Хедебю в середине 860-х Рёрик собирает могучую рать, и хронисты полагают, что он пойдет войной на императора. (Тот даже объявил превентивную мобилизацию!).
Но Рёрик вместе со своими данами и фризами просто растворяется в пространстве. Зато в Ладоге вскоре появятся срубные фризские погребения, фризские костяные гребни (в том числе и их заготовки) и уникальные фризские кувшины (при Рёрике такие изготовляли только в одной мастерской Дорестада).
Согласно Никоновской летописи:
• Въ лето 6372 [864 по константинопольской эре, но 867 по болгарской]… Того же лѣта оскорбишася Новгородци, глаголюще: «яко быти намъ рабомъ, и много зла всячески пострадати отъ Рюрика и отъ рода его». Того же лѣта уби Рюрикъ Вадима храбраго, и иныхъ многихъ изби Новогородцевъ съветниковъ его…
• В лѣто 6375 [867 по константинопольской эре, но 870 по болгарской]… Того же лѣта избѣжаша отъ Рюрика изъ Новагорода въ Кiевъ много Новогородцкыхъ мужей…
В Повести временных лет призвание Рёрика датировано 6370 г. Пересчитывая с классического Константинопольского летоисчисления, русские историки XVIII века получили 862 г. по Р. Х. Но вся серия начальных дат ПВЛ дана Нестором по болгарской («старовизантийской») эре, то есть по какому-то болгарскому хронографу. Дело в том, что 6370 г. болгарской эры соответствует 6373 г. по константинопольской эре, то есть имеется в виду 865-866 г. по Р. Х. Именно по болгарской (старовизантийской) эре проставлены начальные датировки Никоновской летописи (1520-е). И именно эта летопись содержит уникальные сведения о дорюриковской Руси - о киевских правителях Аскольде и Дире, их походе на Царьград и первом крещении Киева. А еще о приходе Рюрика, восстании Вадима Новгородского и бегства сторонников Вадима в Киев.
Традиционно академическая наука относится к этим сведениям с подозрением. (Уникальное значит неподтвержденное!) Новая дендрохронологическая датировка Рюрикова городища (858-861) обязывает нас вернуться к сведениям Никоновской летописи, восходящим, видимо, к киевским церковным записям времен похода Аскольда и Дира на Константинополь и первого крещения Руси в 860-х. На мой взгляд, реабилитация сведений (и датировок!) Никоновской летописи может помочь в реконструкции истории древнейшего русского летописания. И наконец распутать ту головоломку, которая так и не поддалась Шахматову.
Гипотезу тождества Рюрика и Рёрика Фрисландского принимает явное большинство российских историков, но, похоже, никто не задумывается над последствиями, проистекающими из принятия данной гипотезы.
...
Легендарная Древняя Русь "Саги о Скьёльдунгах" и "Старшей Эдды".
Если доказано, что Рёрик Фрисландский принадлежал к королевскому датскому роду Скьёльдунгов, то согласно гипотезе, что князь Рюрик и известнейший вождь норманнов Рёрик Фрисландский это один и тот же человек, то династия Рюриковичей автоматически связывается с датскими Скьёльдунгами.
Что же указывает на принадлежность Рёрика Фрисландского к Скьёльдунгам?
К Скьёльдунгам согласно "Песни о Хюндле" [26, с.364-375] принадлежал Хальфдан Сньялли (Смелый), один из вождей норманнов, легендарный вождь клана.
"Хальвдан до этого
лучший был Скьёльдунг;
победные войны
вел он, воитель,
до края небес
неслась его слава.
В родство он вступил
с Эймундом смелым,
холодным мечом
поразил он Сигтрюгга,
женился на Альмвейг,
лучшей из женщин,
у них родилось
восемнадцать сынов.
Отсюда род Скьёльдунгов,
отсюда и Скильвинги,
отсюда и Аудлинги,
отсюда и Ильвинги..."
Согласно "Саге об Инглингах" Ивар Широкие Обьятья был сыном Хальфдана, а значит тоже принадлежал к клану Скьёльдунгов. Рёрик и его брат Хельги после женитьбы Рёрика на дочери Ивара Ауд породнились и тоже стали Скьёльдунгами. Имена Рёрик и Хельги стали родовыми именами клана Скьёльдунгов, как об этом говорит упомянутый выше А. А. Молчанов.
Таким образом, имена героев Sögubrot совпадают с именами первых Рюриковичей и такое совпадение едва ли могло быть случайным.
/ @ Губарев О. Л. Даны Рюрика на западе и на востоке в IX-XI вв. (Как меняет взгляд на историю начальной Руси гипотеза о тождестве Рюрика и Рёрика Фрисландского) // Социогуманитарные коммуникации. - 2024. - № 1(7). - С. 7-20.
Генеалогическая линия Скьёльдунгов "Песни о Хюндле" полностью совпадает с генеалогией из Sögubrot. Если битва при Бравалле имела место ок.770 г., то все события, описанные в Sögubrot, относятся к концу VII в. и к VIII в. Во вступлении к "Саге о Хрольве Пешеходе" говорится, что события, о которых рассказывают саги о древних временах (Fornaldarsögur), на деле происходили значительно позднее [22, с.13]. Т. е. это признавали сами скальды. События, описанные в Sögubrot, происходят в Дании и на Руси, что лишний раз подчеркивает связь рода Скьёльдунгов с Русью.
Имена конунгов Руси в Sögubrot скорее напоминают прозвища Радбард ["Рыжебородый"] и Рандвер ["Щитоносец"], что соответствует названию клана Скьёльдунгов, от "скьёльд" - щит]. Клан получил это имя, поскольку легендарный сын Одина Скьёльд был младенцем, приплывшим в Данию на щите. События, описанные в эпосе "Беовульф" имеют, как выяснилось, историческую основу. В частности, в "Истории франков" Григория Турского упомянут поход Хлохилаиха [Хигелака согласно "Беовульфу"] на фризов, имевший место в VI в.[10, с.139]. А события, о которых рассказывает Sögubrot, содержат, по мнению некоторых ученых, историческое зерно, в связи с описанием Бравалльской битвы, датируемой примерно 770 г. Акад. А. А. Куник считал битву при Бравалле поворотным пунктом в истории Скандинавии и Руси. В эпосе "Беовульф" Скьёльдунги названы Скильдингами.
Историческая свеонская Русь 839 г.
Ближе всех к землям финнов и славян Северо-Запада был расположен Уппланд с эмпорием Бирка. Поэтому понятно, что первые дружины норманнов, проникавшие на Восток, состояли в основном из свеонов Бирки. Именно об этих варягах, собиравших дань с северных племен и деливших зоны влияния с хазарами на Юге, говорит ПВЛ. Историчность этой эфемерной Руси, возможно состоявшей из бродячих скандинавских дружин, подтверждается сообщением Бертинских анналов франков. Судя по всему, именно эти свеоны вошли в состав византийского посольства к императору франков в 839 г. А это говорит о том, что уже в начале IX в. скандинавы проникали в Византию.
...
Занятие свеонами финских и славянских городищ, видимо, и вызвало восстание финнов и славян против свеонской руси, согласно ПВЛ имевшее место ок. 859 г.1
Раннегосударственная Русь Рюрика Скьёльдунга
Усобица после изгнания русов-свеонов, когда встал "род на род", показала местным племенам, что нужно для защиты своих земель пригласить таких же варягов, только не свеонов, а данов у которых были давние враждебные отношения со свеонами. Это было возможно, поскольку в 857 г. Рёрик Фрисландский вынудил короля данов Хорика Дитя выделить ему владения за датским валом с эмпорием Хедебю. И таким образом владения Рёрика оказались значительно ближе к Восточной Европе.
Плавание Оттера в Биармию [на юг Кольского полуострова] при быстроходности норманнских кораблей заняло всего полтора месяца, а расстояние от Хедебю до Старой Ладоги было гораздо меньше [33, p.1-23].
/ @ Губарев О. Л. Даны Рюрика на западе и на востоке в IX-XI вв. (Как меняет взгляд на историю начальной Руси гипотеза о тождестве Рюрика и Рёрика Фрисландского) // Социогуманитарные коммуникации. - 2024. - № 1(7). - С. 7-20.
Одним из основных возражений против скандинавской природы начальной Руси - было само имя Рюрик.
Относительно редкости имени Рёрик (Hrerekr) в Скандинавии. Имя это встречается только среди клана Скьёльдунгов и, породнившегося с ними через дочь Харальда Клака Тюрни, клана первого конунга-объединителя Норвегии Харальда Харфагра.
- Рюриковичи называли редко детей именем Рюрик. Так и Олегом тоже не часто называли. А зачем нужно быть обязательно Рюриком V или Олегом X?
Аргумент относительно того, что митрополит Илларион в своем «Слове о Законе и благодати» не упоминает Рюрика, который в ПВЛ является чисто легендарной фигурой, является ничем иным, как аргументом от умолчания (argumentum ex silencio). Но данный аргумент является доказательным только при определенных условиях. А именно: нужно сначала доказать что митрополит Илларион в своем «Слове..» должен был обязательно назвать всех первых князей из династии Рюриковичей. А он помимо Рюрика не назвал и преемника Рюрика - Олега, о котором из ПВЛ мы знаем гораздо больше, чем о Рюрике. И пока это не доказано данный аргумент не является убедительным.
В 2023 году генетики сделали Y-ДНК тест великого князя владимирского Дмитрия, сына Александра Невского. Статью с результатами анализа опубликовали в Acta Naturae в августе 2023 года.
Цитата: "По отцовской линии Дмитрий Александрович оказался носителем гаплогруппы N1a (N1a1a1a1a1a1a7a), то есть той же гаплогруппы, что и большинство современных Рюриковичей, а также средневековый венгерский феодал Бела Ростиславич. Последним общим предком их всех, по данным генеалогии, был Ярослав Мудрый."
----
Таким образом, две ветви Рюриковичей от детей Ярослава Мудрого совпали.
Филогенетическое дерево гаплогруппы N с Рюриковичами, Гедеминовичами и др.
Рюрик - датский принц, потомок той ветви датских королей, которая проиграла борьбу за датскую корону. Но дед Рёрика, если верить сагам, правил в Альдейгьи, то есть в Ладоге. И мать Рёрика - ладожанка, по новгородским преданиям она дочь ильменского старейшины Гостомысла. На это же косвенно указывают и западноевропейские анналы.
Из Ладоги и началась Русь, когда Вещий Олег в 882 г. присоединил к Северной Руси Смоленск и Киев. И объявил Киев «матерью городов Русских». Это выражение - калька с греческого слова: (μητρόπολις ) означает «материнский город», то есть столица новой, объединенной Руси.
«КТО БЫЛ ОТЦОМ РЁРИКА»?
Рёрик - сын датского короля Рёгинфрида (Рагнфрида). Это имя было распространено в христианской среде с кон. VII - нач. VIII в. Рёгинфридом [Reginfridus] звали убитого разбойниками паломника и святомученика из Южного Эльзаса.
Рёгинфрид (Ragnfrid) (умер 814) - король Дании с 812 года, после смерти Хемминга. В 813 году он и его братья были изгнаны сыновьями предыдущего короля Гудфреда. Вероятно, Рёгинфрид был сыном Хальвдана, датского лидера, который стал вассалом Карла Великого в 807 году и братом Ануло (умер 812), Хемминга (умер 837) и Харальда Клака (умер около 852 года). По смерти Хемминга в Дании находились только Рёгинфрид, Харальд и их брат брат Хемминг. В 813 году сыновья Гудфреда выгнали трех соправителей. Только Рёгинфрид попытался вернуть царство, но был убит в попытке вторжения в 814 году, как записано в Annales regni Francorum.
То есть Рёрик не просто викинг, а датский принц.
АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ НУМИЗМАТИКА: ТРОЙНОЙ ТОВАРООБМЕН ГОСТОМЫСЛА И ПРИХОД НА ВОЛХОВ РЁРИКА ЮТЛАНДСКОГО
На Рюриковом городище в разное время найдено полтора десятка арабских серебряных монет VI - конца VIII веков. Однако это случайные, единичные находки.
Клады куфического серебра на Рюриковом городище прослеживаются со времени основания стеклодельни Ладожского Земляного городища, то есть со времен раннего Гостомысла до времен Рёрика Ютландского. И не дольше:
В 1980-1983 гг. на Рюриковом городище (Центральный раскоп), открыт дирхем Аббасидов 854-861 гг.
В 1982 г. на Рюриковом городище (Центральный раскоп, комплекс № 17) открыт клад из 6 восточных монет (1 целая, 1 половинка и 4 мелких фрагмента) [2, с. 83]. Младшая монета чеканена в 855-861 гг. Династический состав: Аббасиды - 6 экз. (100 %).
В 1980 г. на Рюриковом городище (Центральный раскоп, комплекс № 1) открыт клад из 7 восточных монет (4 целых, 1 половинка и 2 четверти) [2, с. 83]. Младшая монета чеканена в 867 г. (253 г.х.). Династический состав: Аббасиды - 7 экз. (100 %). (Петров И. В. Восьмой этап и расцвет обращения куфического дирхема на Волховско-Ильменском денежном рынке (860-870-е гг.) // Успехи современного естествознания. - 2013. - № 5. - С. 39-41).
О том же, но чуть подробней, в выписке, свидетельствующей, что на территории Рюрикова городища наблюдаются два всплеска выпадения арабского серебра, которые приходятся на конец VIII века и на конец 860-х: «…в преобладающем большинстве дирхемы относятся к первой волне поступления серебра на Русь, начавшейся в 70-80-е гг. VIII в. Надо сказать, что господство в коллекции обрезков свидетельствует, что значительная часть серебра, приходившего через Хазарию в Восточную Европу, не переплавлялась там сразу для изготовления различного рода украшений, а использовалась в качестве разновесов в торговле. Очевидно, монеты, достигшие Поволховья в начальный период циркуляции серебра, продолжали оставаться в обращении и в Х в. На раскопах Рюрикова городища 2011- 2012 гг. концентрация дирхемов оказалась наибольшей по сравнению с другими частями памятника. Интересно отметить, что в раскопе 1980 г., который находился в нескольких метрах восточнее описываемого раскопа при разборке самого западного углубленного в материк комплекса, т. е. ближайшего к исследованному в 2011-2012 гг. участку, был найден небольшой клад из 7 арабских монет (4 целых, 1 половинка и 2 четвертинки). По заключению А. В. Фомина, клад относился к концу 860-х гг., все монеты в кладе были также аббасидские» (Н. В. Хвощинаская. Раскоп на месте установки «Княжего камня» (2011 - 2012 гг.) // В книге: Е. Н. Носов, А. В. Плохов, Н. В. Хвощинская. РЮРИКОВО ГОРОДИЩЕ. Новые этапы исследований - Институт истории материальной культуры. СПб. 2017. Труды РАН. Том XLIX. С. 129).
Этимология прозвища Гостомысла, старейшины ильменских и приладожских словен (то есть славян Поволховья) - НАМЫСЛИВШИЙ ГОСТЕЙ. При нем в Ладоге было налажено то, что мы называем трехступенчатой торговлей: бусы, изготовленные стеклоделами, вывезенными с арабского Востока и размещенными на Земляном городище Ладоги, с 780-х ладожане меняли у финнов на пушнину, после у арабских купцов меха обменивали на серебро, а за серебро покупали каролингские мечи и прочие западноевропейские новшества. Эта гениальная финансовая операция (в результате ставшая государствообразующей) привела к возникновению на Балто-Камском торговом пути (пути из Варяг в Арабы) протогосударственного образования - Древней Руси.
По сообщению западноевропейских анналов, в середине 840-х Рёрик (в это время известен только один викинг с таим именем) владел лёном в Рустрингии и обладал мощным флотом. Однако однажды попал в императорскую немилость и был заключен в тюрьму. Бежав из нее, он на некоторое время стал «королем ободритов» (западных славян), сменив умершего от чумы своего брата Рёгнхери. (То, что Рёгнхери - брат Рёрика, предположил лингвист С. Л. Николаев. Сходство их имен и подсказало, что оба - сыновья Рёгнфрида, одного из сыновей Хальвдана Старого.)
Почему явные скандинавы правили ободритами? Да потому, что до них вождем ободритов был некто Густимусл (тезка словенского Гостомысла). А, значит, мать Рёгнхери и Рёрика, жена короля Ютландии, была славянкой (и, как утверждает новгородское предание, - ладожанкой, дочерью Гостомысла).
Для защиты торгового пути в Ладогу и был приглашен Рёрик, принц-изгой, чей отец, король Ютландии, проиграл борьбу за Датскую корону. При каролингах, детях Карла Великого, Рёрик был чем-то вроде министра финансов: в Дорестаде он не только правил фризами (рустрингами), но и печатал серебряную монету. Однако в 850-х Нижний Рейн меняет течение, старое русло заиливается и процветавший в первой половине IX в. «средневековый мегаполис» Дорестад отказывается отрезан от перекрестка западноевропейских торговых путей.
Рёрик уходит на свою ютландскую родину, в Хедебю, а в 867 г. «со всей русью» (данами и фризами) идет туда, откуда в Европу поступает арабское серебро, - в Ладогу, в которой, судя по сагам, когда-то правил его дед Хальвдан Старый.
После смерти Рюрика его родич Олег в 882 г. уходит на юг, присоединил Смоленск и Киев. Он убивает уже принявших от греков христианство киевских правителей Аскольда и Дира, а в 907 г. сам идет на Царьград и заново пробивает торговый путь из Варяг в Греки. Крестившись в Киеве в 912 г. , он заключает с византийскими императорами мирный договор, регламентирующий порядок торговли и взаимопомощи с Византией. Однако смерть Олега в Ладоге еще на 77 лет отодвинула крещение Руси.
По Нестору (киевлянину!) Рюрик приходит на Волхов в Ладогу в 862 г. И после этого только на третье лето, отстроив деревянную ладожскую крепость, переселяется к истоку Волхова, к Ильменю. Но по западноевропейским анналам, Рёрик Ютландский в 867 г. в Хедебю собирает крупную рать, но не объявляет войну императору, а исчезает из поля зрения хронистов на полдесятилетия. Ну а в Ладоге отмечен тотальным пожаром середины 860-х период смуты и гражданской межплеменной усобицы. Это было после изгнания оккупантов (видимо, свеев).
Вышла статья "The genetic history of Scandinavia from the Roman Iron Age to the present".
В ней исследуются 249 ранее опубликованных геномов древних скандинавов, а также 48 новых. Все эти образцы сравниваются с 16 638 геномами современных шведов, норвежцев и датчан.
Авторы статьи сосредоточились на двух основных задачах. Первая - это прояснить масштабы и направление влияний извне на скандинавский генофонд в указанные периоды,то есть от римского железного века до современности. Вторая задача - оценить "уральское влияние". Дело в том, что у скандинавов, как и у любой крупной группы, есть региональные особенности. Одна из них связана с разным удельным весом древнего компонента, наиболее выраженного у современных финно-угорских народов.
Образцы из статьи были разбиты на пять временных периодов: довикинговская эпоха (1-749 г. н.э.), эпоха викингов (750-949 гг. С.), поздняя эпоха викингов (950-1099), Средние века(1100-1349 гг.), и послесредневековый период (1350-1850 гг.).
Результаты исследования показали два основных потока в Скандинавию эпохи викингов. Сначала это поток с Британских островов, затем это влияния из Восточной Балтики. Генетики попытались прояснить долю вклада внескандинавских групп и выбрали три прокси-популяции - ирландцев для запада, литовцев для востока и сардинцев для юга. Прокси - значит реперы, образцовые популяции, в которых выражены максимально те или иные компоненты.
....
Очень интересен образец ful001. Во-первых, это исключительно богатое погребение.
"Погребение из Фуллерё представляет собой богато обставленное погребальное мужское камерное погребение, датированное радиоуглеродом поздним римским железным веком, 242-385 гг. н.э. с вероятностью 95,4% (1732 ± 29 л.н., Ua-53935). Хотя могила была вскрыта и ограблена, она все же была удивительно богато убрана и уникальна. Камерное захоронение было помещено в курган, относящийся к первому поколению курганов, которые начали возводиться в раннем римском железном веке в районе к северу от озера Меларен. Погребальная камера является самой большой ок. 10 м2 (северо-северо-восток - юго-юго-запад) из всех известных в районе озера Мелар и на севере Швеции с 200 по 700 г. н.э. Сохранившиеся части человеческого скелета представляли собой ключицу и реберную кость с зажившей травмой, принадлежавшие крупному мускулистому мужчине средних лет, подчеркивая впечатление, что могила была построена для обученного воина-мужчины. Золотые перстни, одно из самых больших золотых перстней, когда-либо найденных в Швеции, вероятно, были военными почестями; кольчуга, пояс, клыки, похожие на кабаньи, и клыки от свиней, вероятно, для примерки лошади, могут указывать на то, что этот человек находился на службе у римлян. В могиле была потертая золотая монета, использовавшаяся в качестве подвески, отчеканенная для римского императора Максимиана Геркулеса в 291 г. н.э. В камере были найдены кости собаки и ястреба-тетеревятника, а также фаланги медведя, что позволяет предположить, что вместе с покойником была помещена медвежья шкура. Ястреб-тетеревятник представляет собой самое раннее свидетельство охоты с хищными птицами в регионе, традиция, которая в остальном относится к 6 веку. Многочисленные (более 20) домашние виды в насыпи кургана интерпретируются как животные, используемые для погребального пира."
Фуллерё расположен в пяти километрах к северу от старой Уппсалы (Швеция), прямо к северу от знаменитого могильника Вальсгарде. Учитывая уникальность погребения, его исключительные размеры, велика вероятность, что здесь погребен не просто знатный воин, а один из древних конунгов.
Еще интересно, что этот человек принадлежит к субкладу N-Y4339. А это значит, что он вероятно был родственником предков Рюриковичей, которые принадлежали к той же ветке.
Вот графическая реконструкция его погребения....