В этот день… 2 августа

Aug 02, 2013 00:00

О грандиозных победах

Воистину - сегодня день великих полководцев!

Судите сами: 2 августа 49 года до н.э. Цезарь разбил испанскую армию Помпея у Лериды - для конкурента это станет началом конца, а победитель прибудет в Рим и будет провозглашён диктатором. А ровно два года спустя, по пути из Египта, он разобьёт сына грозного царя Митридата, Фарнака - и этой битве мы обязаны мемом «Veni, vidi, vici».

Отличился и Бонапарт: 2 августа 1796-го командующий Итальянской армией разбил австрийцев в Ломбардии - а, день в день, через шесть лет, по итогам плебисцита (как мы сказали бы сейчас - референдума) он станет пожизненным консулом. До императорской короны Наполеону оставалось меньше двух лет!




Конечно, эти события несколько тускнеют в свете отмечаемого сегодня Дня Десантника - но на такую тему захотят высказаться многие. Мы же, по обыкновению, отправимся в глубь тысячелетий - и вспомним, что 2 августа 216 года до н. э. на юге Италии произошла битва при Каннах. В сущности, это сражение широко известно - но, при современной школьной программе ни в чём нельзя быть уверенным… потому начнём с факта: следующая сравнимая по масштабам победа окружением будет одержана только два с лишним тысячелетия спустя - в Сталинграде!


В те времена Рим перманентно воевал с Карфагеном… в конце концов, этот город на территории нынешнего Туниса будет разрушен - но к моменту, о котором идёт речь, казалось, что всё выйдет наоборот. Впрочем, по порядку.

Выполняя клятву данную отцу, Ганнибал Барка (то есть - «Молния») годом раньше отправился крушить западного конкурента. Перевалив через Альпы (вспомним Суворова!) и, раз за разом, громя римские легионы, он двинулся по итальянским просторам.




Надо сказать, этим победам немало способствовало римское помешательство на демократии: в те времена они выбирали двух консулов - и каждый получал по армии. Вот так, по частям Ганнибал их и бил - пока народ и сенат не поняли, что дело плохо - а в таких случаях идея разделения власти пускалась побоку, и назначался диктатор.

Им стал Квинт Фабий Максим, вошедший в историю как «Медлитель». Тактика Кунктатора оказалась удивительно проста и эффективна: он всё время находился на параллельных курсах с армией Ганнибала - в бой, о котором тот мечтал, не ввязывался - но и расслабиться не давал. (Вспомним Кутузова!) Получив передышку, римляне смогли набрать новые легионы - а чужеземное воинство банально начало голодать.

Наконец, Рим уверовал, что час пробил - Фабий был отставлен, а два новых консула отправились покарать карфагенского выскочку. Римляне сделали вывод из своих поражений: на сей раз, их силы были объединены - но очень странным образом. Генералы командовали по очереди! Это станет одной из причин постигшей их катастрофы.

Встреча произошла на открытой равнине вблизи Канн - консул Эмилий Павел считал, что позиция неудобна, и надо отойти; консул Теренций Варрон рвался в бой. 1 августа очередь командовать выпала ему - и противники настолько сблизились, что Эмилию Павлу, вопреки собственному мнению, ничего не оставалось, как на следующий день вступить в сражение.

Преимущество римлян в пехоте было двукратным - они имели до 90 тысяч человек против сорока у Ганнибала; правда, тот располагал десятью тысячами кавалерии против шести римских. Исходя из ситуации, пуниец построил свою пехоту выгнутым вперёд полумесяцем - при этом наиболее надёжные войска располагались на флангах. Римляне изготовились к лобовой атаке, сгрудив свою многочисленную пехоту наподобие македонской фаланги - всей своей массой она обрушилась на карфагенский центр.



Под натиском превосходящего противника тот начал прогибаться - постепенно полумесяц развернулся в обратную сторону; при этом его края и лучшие части карфагенской пехоты оказались на флангах римского построения.

В это же время, превосходящая кавалерия Ганнибала разбила римскую - и вышла основным силам в тыл. Тит Ливий приводит живописный эпизод, когда полтысячи нумидийских конников сделали вид, что сдаются - а в нужный момент выхватили спрятанные мечи и ударили римлянам в спину, «подрезая им жилы под коленями…» - возможно, было и такое…

Так или иначе, упорно продвигаясь вперёд, римская фаланга сама зашла в карфагенский капкан - когда он захлопнулся, численный перевес потерял всякое значение: сбитые в плотную кучу, легионеры не могли одновременно вступить в бой. Тем, кто оказался не в первых рядах, оставалось только смотреть, как вырезают их товарищей - и ждать своей очереди!




Разгром вышел чудовищный - Рим потерял, по разным подсчётам, от 50 до 70 тысяч человек; погибло множество командиров, включая изначального противника этой затеи, консула Эмилия. (Варрон сбежит и получит благодарность от сената!) У Ганнибала убитыми выбыло около семи тысяч.

PS: Карфагенский полководец не станет развивать свой успех - а если быть точным, просто не сможет - для штурма мощных укреплений Рима у него не имелось осадных орудий! «Вечный город» получит возможность собраться с силами; войну Ганнибал не только проиграет, но и «привезёт» на свою территорию.

PPS: Знатоки компьютерных стратегий вроде Total War могут указать, что мы совершенно не осветили роль в этой победе грозных карфагенских боевых слонов… дело в том, что, судя по сведениям историков, их там действительно не было! Имеется упоминание, что через Альпы Ганнибалу удалось перевести только одного - а сам полководец в трудном походе заболел и лишился глаза… впрочем - это немного другая история.



Напоследок. Сегодня отмечает свой 62-й день рождения Джо Линн Тёрнер - вокалист, известный нам, в первую очередь, своим кратковременным участием в «Дип Пёрпл», и гораздо более продолжительным - в «Рэйнбоу» и группе Ингви Мальмстима. Некоторые считают его чересчур попсовым - зато, ненадолго заменив Гиллана, Джо честно признался, что «реализовал мечту всей своей жизни»!

image Click to view



Спортивные обозрения

Наполеон, Цезарь, Битва при Каннах, Ганнибал

Previous post Next post
Up