ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ И ПЕДОГАГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАТАРСКИХ ЖЕНЩИН В ТУРКЕСТАНЕ В

Jul 14, 2014 13:24

Я долгое время жил и работал в Таджикистане. По роду своей служебной деятельности много раз бывал в селах и городах республики, встречался со многими людьми. Когда они узнавали, что я - татарин, некоторые старики с большим уважением рассказывали о татарских просветителях в Средней Азии. Тогда я на их рассказы не обращал особого внимания. Присматривая недавно воспоминания своей тещи Сарвар Атногуловны Абдулиной,  я обратил внимание, где она рассказывает о татарских женщинах просветителях в Туркестане.  И мне стало интересно узнать о них как можно больше. Хотел бы сказать несколько слов о Сарваре Атнагуловне. Родилась она в селе Татарский Высылок Самарской губернии. В 1928 году окончила Татаро - башкирский педагогический техникум в городе Самаре. В 1929 году их с мужем Абдулиным Загидом Мухабуловичем направляют на работу в Туркмению. В  городе Ташаузе работала преподавателем педагогического техникума, затем училась в Ленинградском педагогическом институте им. Крупской. Позднее работает в партийных органах Таджикистана.
Ценными источниками при написании этой статьи послужили материалы, опубликованные в интернете. Оказывается, татары еще в 19 веке вели большую просветительскую работу в Туркестане. Сабирджан Бадретдин в своей статье пишет: «Татарские муллы, учителя и торговцы сделали большой вклад в образовании и просвещении своих этнических братьев в Средней Азии».

Особую роль сыграли татары в повышении грамотности населения в 19 - начале 20 века в Казахстане. В статье «Казахи и Татары» отмечается: «При отсутствии разветвленной сети государственного образования в Казахстане именно татары стали главными распространителями грамоты среди казахского населения. С большим интересом прочитал статью Шералия Турдыева - «Среднеазиатские татары: роль и значение в культурной и политической жизни Туркестана в первой четверти ХХ века». В его статье дается высокая оценка деятельности татарских женщин - просветительниц». Хочу выразить ему благодарность за эту статью. В публикациях и многих других авторов рассказываются о татарских женщинах, их роли и  значений в культурно - просветительской жизни народов Туркестана. 
Большой вклад в исследовании этой темы внесли Ф.Ахмедшина, О.Шнырева, Игорь Школьников. Их труд посвящен изучению опыта решения женского вопроса в Советское время в Узбекистане. Они на основе фактического материала обобщили исторический опыт раскрепощения женщин  в Узбекистане. И их роль в строительстве социализма. Важное место в исследовании этой темы принадлежит исследователю  Наманганского госуниверситета  Д. Насретдиновой. Она высоко оценивает деятельность татарских женщин в учебных заведениях Туркестана. Богатый фактический материал о татарских женщинах содержится и в  статье кандидата исторических наук Биктимировой «Татарская женщина в зеркале история». Сегодня имеется большое количество публикации, освещающих роль татарских женщин в просвещении женщин в Туркестане.  Большая заслуга этих и других авторов заключается в там, что они собрали и передали последующему поколению много ценных сведений о татарских женщинах - просветительниц.
К концу 19 и началу 20 века многие татарские просветители, деятели культуры, полиграфии, литературы и театра, впитав в себе передовые достижения восточно - мусульманской и европейской культур, начинают выступать, по словам В.В.Бартольд роли просветителей своих туркестанских единоверцев. Именно с помощью татарских просветителей культурное сословие  Туркестана становится частью европейского образованного общества. Вовлечение своих единоверцев в орбиту европейской жизни открыло им дорогу к культуре и просвещению. Вместе с тем татарские просветители не подвергали сомнению роль ислама для истории, культуры и просвещения. Они постоянно напоминали своим ученикам, о том, что ислам поощрительно относится к науке, образованию, высоко ценит ученых людей и занятия наукой.  Сарвар Атнагуловна в своих воспоминаниях пишет:- «Мы проводили большую работу по сохранению местных языков и культур и традиций. Мы часто напоминали своим ученикам, что язык и культура народа является важнейшим инструментом сохранение народа как этноса. Вы должны хорошо знать и почитать свой родной язык, историю и культуру своего народа».
В конце 19 века, под влиянием новометодных школ Крыма и Татарстана, организованных татарскими просветителями в Туркестане появляются новометодные школы. Так назвали эти школы потому, что в них в преподавание основ религии сочеталось с преподаванием светских наук. Первая в Туркестане новометодная школа была открыта в Фергане в 1890 году татарскими учителями. В Пишкекском новометодном мектебе в 1912 - 1914 годах по программе, единой с мужскими школами учились 50 татарок и 20 киргизок.  Известно, что мать Чингиза Айтматова Нагима Хамзеевна и его тети получили образование в мусульманской и русско - туземной школах. Они хорошо знали Габдуллы Тукая, Александра Пушкина. Учителями у них были татарки, окончившие женские медресе в Казани, Уфе. В общей сложности, в начале ХХ века в различных частях Средней Азии было открыто свыше 100 новометодных школ. Из всех районов Туркестана, по степени концентрации новометодных школ выделялся Ташкент. В 1910 году здесь насчитывалось 24 джадидские школы, в которых обучалось 1730 детей. В городе Верном в 1883 г. был открыт женский мектеб, который в 1904 г. был преобразован в новометодной с шестигодичным курсом обучения. Заведующей учебной частью была назначена Гарифа Давлекамова татарка, обучавшаяся в Казанском приходском медресе. Две другие учительницы Маръям Якупова и Мухтарама Сагадиева татарки, обучавшиеся в Уфимских приходских медресе. Состоявшееся 17 марта 1917 года собрание мусульманок в г. Оренбурге сочло необходимым направить образованных девушек для распространения просвещения, развернуть просветительскую работу среди женщин Туркестана и Казахстана. Немалую лепту в просвещении женщин Туркестана внесли татарки Зейнаб Ахмерова, Камиля Максудова, Рабига Габитова, Маръям Мухутдинова, Зулейха Рахманкулова, Магира Юнусова, Фатима Давлеткильдеева, Маръям Губайдуллина, Сара Гафарова, Зухра Гафарова.
Широкие возможности для просвещения женщин востока открылись после Октябрьской революции. С первых дней началась большая работа по созданию новой системы просвещения, подготовке новых учительских кадров, ликвидации безграмотности. Были открыты специальные женские школы. Первая женская школа была организована в декабре 1917 года для девочек узбечек. На многочисленных краткосрочных курсах готовились учительские кадры. Открывались педагогические училища, техникумы и институты, куда в первую очередь привлекли женщин местных национальностей. Организаторами этой работы выступили женщины - татарки Маръям Бахтиярова, Муршида Исмагилова, Загида Бурнашева, Анвара, Сарвар, Зейнаб Яушевы, Салима Ахтямова. Шарифа Халиуллина, Гыйззи Нурмухаметова, Гаухар Галиева, Саодат Еникеева, Амина Алим - Бек. Благодаря их усилиям для подготовки местных кадров были открыты одногодичные и кратковременные курсы при женотделах. Татарские женщины сыграли важную роль в просвещении женщин Туркестана, подготавливая их умы для принятия нового образа мышления в связи наступлением эпохи нового времени.

Среди них  были, яркие самобытные женщины, отдавшие на просвещение женщин Туркестана свою энергию. Они представляли собой наиболее образованную и социально активную часть среди женщин мусульманок России. Некоторые из них были выходцами из татарских дворянских родов и знатных состоятельных родов, которые в силу своей образованности, знания русского языка высокого социального статуса пользовались особым уважением среди местного населения. В 90-е годы 19 - начале 20 века в Туркестане появляются выпускники центральных вузов России, чья деятельность имела большое значение для развития и просвещения и культуры женщин Туркестана. К 1917 г. различные высшие женские курсы закончили не менее 40 мусульманок, преимущественно татарского происхождения. Зейнаб Абдурахманова, Амина Батыршина, Маръям Рязапова, Разия Сулейманова, Саодат Еникеева. У них были характерно высокие духовные ориентиры и культурные запросы, нормы поведения. Это была среда, где существовала ориентация на просвещенность, образование и культуру.
Добрую память  о себе оставила Саодат Еникеева. Она еще до революции окончила женский институт просвещения в Петербурге, занималась культурно - просветительской работы среди туркестанских женщин. Как отмечает в своей статье Д, Насретдинова: «Еникеева любила свое дело, отличалась профессионализмом, а также имела способности руководителя. Благодаря своей преданности и любви к профессии она достигла больших успехов. Еникеева стала первой женщиной в Туркестане, которая сумела сплотить вокруг себя группу женщин, составляющей свет общества того времени».  В начале ХХ века она работала в женском институте народного просвещения и директором женской школы интерната имени Зебунисо в Ташкенте. В последствии это заведение стало одним первых центров по подготовке местных узбекских женских кадров в области просвещения, культуры и литературы, печати, театра. Из него вышли широко известные в Узбекистане Назира Алиева, Шахида Махсумова, Хасият Тиллаханова Робия Насирова, Сара Ишантураева и многие другие. 11 июня 1917 года в Ташкенте состоялось собрание мусульман, в котором участвовали курсистки, студенты, рабочие и крестьяне. Речь представительниц мусульманских женщин Саодат Еникеевой на этом форуме была встречана громкими, переходящими в овации аплодисментами. Она была супругой царского генерала Сахиб - Гирея Мухамедгараевича Еникеева. Несколько слов о ее муже. С.Еникеев родился в 1856 г. в Башкортостане в деревне Каргалы в семье потомственных дворян. Окончив Оренбургское пехотное училище, вышел в отставку в чине генерала - майора. Когда началась первая мировая война, его опять призвали на военную службу. В начале 1917 года, когда в Ташкенте начался «бабий бунт», С.Еникееву было приказано подавить его силами своего полка. На что он ответил: - "Я думаю, что не ошибусь, если скажу от имени своих солдат и от себя лично, своих жен и детей мы стрелять не будем». Солдаты одобрили его решение. За невыполнение приказа, а течение 24 часа С.Еникеев со своим полком был выслан в Термез. В их доме собирались татары - любители искусства, проживащие в Туркестане, устраивали творческие вечера. Они имели троих детей - дочь Маръям, сыновей Минегаря и Адхама. Дочь Маръям работала преподавателем в Женском  институте народного просвещения в Средне -Азиатском государственном университете.
Наверно, самой известной татаркой, сыгравшей важную роль в просвещении женщин Туркестана  была  Загида Бурнашева. Она родилась в 1895 г. селе Азеева Сасовского уезда Рязанской губернии. В начале ХХ века Азеева была одна из крупнейших татарских поселений на Рязанщине. В селе действовало семь мечетей. При медресе Ак -мечети действовало женское отделение, которое готовило учительниц для татарских школ. В 1917-1933 годы Загида Хусаиновна работала в Узбекистане. Вела большую работу в сфере просвещения в Туркестанском крае. С августа 1918 г. по май  1919 г. работала зам. Заведующего уездным отделом народного просвещения ( г.Катта-Курган), являлась сотрудникам, позже редактором газеты «Михнатташлар тавышы» («Голос тружеников»), (г. Самарканд) В 1920-1921 гг. заведующим женским отделом Туркестанского бюро ЦК РКП (б), одновременно была директором Узбекского женского  института. В 1921-1923 гг. инструктор женского отдела  ЦК РКП (б)  в городе Москве. Затем вновь в Узбекистане: -заведующим отделом Средне - Азиатского коммунистического университета. В 1933 - 1955 гг. вела ответственную партийную работу в Киргизии. Как отмечают  исследователи Загида Хусаиновна к своим делам относилась трепетно и считала, что именно и воспитание, и обучение женщин, предоставление им широких возможностей для повышения  уровня образования культуры одно из необходимых условий, преодоления отсталости и обеспечения прогресса нации. Она сыграла значительную роль в разработке форм и методов работы среди женщин востока.
Однако в тех условиях обеспечить равноправие женщин в Туркестане было очень сложно. Мусульманское общество, живущее по законам шариата и адата, традиционно воспринимала женщину как хранительницу домашнего очага и еще долго сопротивлялось раскрепощению женщин по советской модели. Общество очень трудно привыкало к изменению положения статуса женщин. Многие мужчины не разрешали женам дочерям открывать лицо, участвовать в работе клубов, школ, конференции съездов. Были и такие случаи, когда, девочек получивших  среднее образование родители не отпускали на учебу в высшие  учебные заведения. В своей деятельности работники  женских отделов сталкивались активной оппозицией. Были зафиксированы случаи физической расправой в Туркмении, в Узбекистане. Например, журнал «Мысль» в статье 1972 года приводит цифру 203 убийства за 1928 год. Да, нелегко  было работать в эти годы. Но плоды их работы дали свои результаты.
Немалую лепту в просвещении женщин Туркестана внесли татарки Зайнаб Ахмерова, Камиля Максудова, Рабига Габитова, Маръям Мухутдинова, Зулейха Рахманкулова, Магира Юнусова, Фатима Давлеткильдиева, Маръям Губайдуллина, Сара Гафарова, Зухра Гафурова и другие.
В 30 годы ХХ века происходит количественные и качественные изменение среди женщин Туркестана. В газете «Правда» от 5 марта 1940 года сообщалось, что «нельзя не отметить, как явление чрезвычайно отрадное, увеличение количества женщин в составе местных советов в Азербайджане, Узбекистане, Туркменистане, Таджикистане, Казахстане и Киргизии, в союзных республиках Востока, где женщина была еще недавно полтора - два десятилетия тому назад вдвойне рабыней - человеком бесправным не только в обществе, но и в семье». Как отмечает  М. Акилова-« если до революция женщина таджичка не могла даже мечтать об образовании, то теперь она  сама несет знания и культуру в массы». За годы Советской власти они добились значительных достижений во многих сферах общественной жизни. Отрадно отметить, что женщина Туркестана приобрели известное признание в науке, медицине, литературе, искусстве. Многие из них занимали ответственные руководящие посты на партийной, советской, профсоюзной, комсомольской и хозяйственной работе. Например, в 1940 году председателями и заместителями председателей  колхозов  в Таджикистане работало 214 женщин, 86 женщина являлась депутатами Верховного  Совета Таджикской ССР и 4178 женщин было избрано депутатами местных советов. Как отмечает известный Ташкентский публицист и исследователь Марфуза Тохтаходжаева: - «мы всегда представляли, что узбекские женщины - это обязательно такие забитые. Но уже вначале ХХ века в десятых и двадцатых годах были женщины, которые никогда не носили паранджи. Это были дочери, жены просветителей".
Татары внесли весомый вклад в становлении национального профессионального искусства  Туркестана. Как отмечает М.А.Хамидова в своей статье - «У истоков сценического искусства Узбекистана ХХ века» велико значение наряду с западноевропейским, русским, азербайджанским театрами татарского театра.  Ввиду общности национального быта, он сыграл особую роль не только в зарождении у местного населения интереса к театру европейского образца, но и в самом его становлении, благодаря живому, конкретному участию татарского театра в этом процессе». Первой приехавшей в Ташкент татарской труппой был коллектив режиссёра И.Б Кудашева - Ашказарского. Ею были показаны «Несчастный юноша» и «Жизнь с тремя женами» Г.Камала, а так же «Хозяин приказчик»", «Купля продажа», «Стыд и слезы»  В 1912 - 1913 гг. другая татарская труппа «Сайяр» Г.Кариева показала пьеса Г.Камала «Секреты нашего города», «Банкроты» и ряд других. В 1013 году в Ташкенте была основана постоянная труппа любителей из татарской интеллигенции. А когда стали возникать узбеко - татарские любительские труппы, татарские режиссеры Заки Баязидский и Мустафа Мансуров оказывали практическую помощь в постановке спектаклей. Эти спектакли, несмотря на любительский уровень, волновали содержанием, доступностью сценического языка, искренностью исполнения.
Успех  театрального строительства  в Узбекистане во многом зависел и от участия в этом  процессе, особенно в первых порах татарских женщин не только в качестве первых актрис узбекского театра, но и в качестве воспитателей будущей творческой. В этом плане следует отметить большую роль педагогов кокандского интерната Масума хануи, Разия ханум, Марзия ханум, София ханум, Разия ханум, которые помимо обучения девочек грамоте, правилам Адата и Шариата, прививали им вкус к театру, разучивали с ними небольшие пьески, стихи, русские и татарские песни.  Большой вклад в становлении узбекского театра внесли супруги Исхак и Хаджар Иляловы. Приехали они в Ташкент в 1935 году по приглашении Узбекского академического театра им. Хамзы. И на долгие годы связали свою судьбу с узбекским театром. Была гордостью  Академического театра им. Алишера Новаи Галия Измаилова. Родилась она в1923 году в Томск, в татарской семье. С 1931 года проживала в Ташкенте. В 1935 - 1941 годах училась в Узбекской республиканской балетной школе, после окончания, которой в 1941 году поступила в труппу Узбекского театра оперы и балета в Ташкенте. Была ведущей прима - балериной, исполняла ведущие партии в труппе театра. С 1977 года Галия Измаилова главный балетмейстер Академического театра им. Алишера Новаи. Воспитала десятки талантливых учеников, обучала их секретом танцевального искусства. Она народная артистка Узбекской ССР и Народная артистка СССР.
И в Казахстан, через татар проникло театральное искусство. Еще в 1918 году группа самодеятельных татарских артистов организовала сценические выступления в Петропавловске. Культурно - просветительское общество татар Семипалатинска «Маданият» организовало театральную труппу татар. Там же появилась затем и казахская любительская группа. Татарские самодеятельные группы были организованы также в Кустанае, Атабасаре, Павлодаре, Уральске. В 1919 году приехал в город Верный татарский актер  Х.Уразиков. Он организовал здесь труппу под названием «Театр имени Г.Тукая».  С начала 1920 -х до 1930 х годов в Алма-Ате работали татарский театр рабочий молодежи. В татарских сценических выступлениях делали свои первые шаги на сцене многие будущие казахские знаменитости Куляш Жасымовна Байсеитова, К.Бадыров, К.Кармысов, Ш.Мусин и другие.
Анализируя роль  и значение татарских женщин в культурной жизни Туркестане необходимо подчеркнуть их огромный вклад в распространении грамотности и просвещения женщин востока. Они сыграли большую роль в поднятии уровня образованности женщин, подготавливая их умы для принятия нового образа мышления.
Previous post Next post
Up