Память о родителях

Sep 14, 2013 15:24


Хочу оставить краткое свидетельство моей памяти о моих родителях.

Мой папа Шакир Закирович Кашаев был первым ребенком в семье. Родился он в 1906 году в деревне Акбулат Федоровского района Башкортостана.  В детские юношеские годы, как  все крестьянские дети, помогал родителям по хозяйству. Воинскую службу проходил в пограничных войсках, как рассказывал отец,  он служил  в Пянджской заставе в Таджикистане. Вернулся со службы в 1929 году. В эти годы    в деревне начали создавать колхоз. Отец был одним из первых организаторов. В марте 1930 года в нашей деревне  колхоз начал работать. Назвали его  «Беркутле», по имени  речки неподалеку. В колхозе имелось 24 лошади с молодняком, 6 плугов,  2 конных сошниковых сеялки. Председателем был избран мой отец - Шакир Кашаев.

В этом же году отец женился на нашей матери Хабибземал  Юсуповой. Родом она была из деревни Сухой - Изяк Федоровского района. Родилась она в 1911 году. Ее биография ничем не отличается от биографий женщин тех лет. Она была безграмотной, рядовой колхозницей не умела читать и писать. Как и все женщины, она тянула две лямки, работала в колхозе и, вела личное хозяйство. Сколько тяжелых нош пало на ее плечи за долгую трудовую жизнь. Помню, как вечерами я ей читал татарские книги. Как ей нравилась поэма «Юсуф и Зулейха». Мама слушала с таким воодушевлением, с интересом расспрашивала, - мне казалось, ей было обидно, что она не умеет читать эти книги сама.  В семье нас было много десять детей. Я первый.

После меня еще девять детей. Мать была награждена орденом  «Мать Героиня». Я часто думаю, как она могла вынести все те беды, нужды, которые выпали на долю нашей матери.
Чувство святой любви к матери я пронес через всю жизнь. Одно прикосновение ласковых маминых рук к моему лицу снимало с  меня усталость и отчаяние. Когда мне жизни бывало трудно, я всегда вспоминал свою маму. До сих пор бережно храню фотографии моих родителей.  Вся ее жизнь, все ее трудная в работах и заботах судьба останется в моей памяти, в моем сердце и в моей душе. Навсегда в моей памяти остались, как мы  в июньские жаркие дни собирали в густой траве душистую землянику. Запомнилась еще такая деталь. Однажды летом я приехал в отпуск к родителям из Душанбе. Мама села рядом со мной и начала гладит мои седые волосы. Я тогда маме сказал, что я ведь уже старый. Она мне ответила, их сынок ты ля меня таким же ребенком, как в детстве. Прошла уже 25 лет, как мама не стала.  Материнские глаза порой смотрят на меня с укором. Я понимаю, что не сделал для нее, что я мог сделать. То, что она потеряла зрения, в этом есть и моя вина. Я не нашел время отвезти ее к опытным специалистам. Всякий раз, когда посещаю могилу мамы на деревенском кладбище, я думаю не только об ее трудной  судьбе.
Хотел бы сказать несколько слов о деде по материнской линии. Дед был из рода Юсуповых, звали его Салим, крестьянин из деревни Сухой Изяк. По архивным данным их дальним предком был Юсуп Кушаев. Женат он был на Гульзифе Абляевой. От этого брака имел пятерых сыновей. Его четвертый сын  Мухаметзян Юсупов является отцом  моего прадеда Шарипа Юсупова. Женат он был на Шамсинисе Аитовой. У него было три сына: Муса, Шарип и Зариф. У моего прадеда Шарипа Юсупова было пять сыновей: Салим, Гарай, Кашаф, Усман и Сабир. Дед мой Салим Юсупов родился в 1875 г. Женат он был дважды. Его первая жена - моя бабушка Амина Усманова была родом из деревни Тятер - Арсланова Стерлибашевского района. Бабушку я не застал, она умерла до моего рождения. Мама рассказывала, что она сорок дней была на летаргическом сне. Когда проснулась первыми ее словами были - «Я вернулась с того света, проживу еще один год. Она через год и умерла. Она оставила деду трех сыновей и четырех дочерей. Вторую жену деда звали Карима. Я бывал у них часто, и дед приезжал к нам. Деда уважал.
Когда наступила война, начались трудные времена. Мужчины ушли на фронт, в колхозе остались только женщины и дети. В самом начале войны отца в армию не взяли - у него была бронь, как у лучшего механизатора, бригада которого должна была давать хлеб государству и армии. Призвали его 26 февраля 1942 года.  Он воевал в дивизии имени Морозова. 7 марта 1943 года он был тяжело ранен осколком авиабомбы в правую ногу. Раненого отца  спасла украинская женщина, она его откопала, он был весь  засыпан землей,  и передала его санитарам. Так мой отец остался жив, долго лежал в госпитале, не мог  ходить. Вот  такого инвалида и привезла домой, сопровождающая его медсестра из города Бийск Алтайского края. Я хорошо помню, как она, обращаясь к маме, спросила: « Мне оставить вашего мужа  с вами или отвезти его в дом инвалидов?». Естественно, мама возмутилась ее вопросу. Через три месяца отец встал на ноги и его избрали председателем колхоза. В 1944 году колхоз  «Актив» получил высокий урожай зерновых и добился хороших успехов в животноводстве. За выдачу зерна нового урожая колхозникам до выполнения нормы хлебозаготовки и сдачи хлеба государству по доносу завистников отца арестовали. Через  месяц его отпустили. После стал работать бригадиром тракторной бригады Федоровской  МТС. Его бригада обслуживала колхоз  «Актив» Выращивали высокий урожай зерна,  высокопроизводительно использовали машино - тракторный парк. Еще помогала другим колхозам. Труд трактористов имел гарантированную оплату, независимо от итогов урожая: по три килограмма зерна, а это составляло  350 килограммов ржи и пшеницы. Мы стали жить лучше и не голодали.
Он был порядочным и честным человеком, славился хлебосольством, был общителен. Всегда радовался гостям. К нам всегда приходило много гостей: дед  по материнской линии, Хисмат джизни - муж тети Кашифы и другие родственники и знакомые. Садились за стол, начинались веселые разговоры. Люди уважали его за  щедрость.  Он был хорошим организатором, в любых спорных ситуациях с людьми находил общий язык. Был требователен к себе и к своим подчиненным, отношения к общественному хозяйству был, как своему собственному. Отец прожил 92 года и до последнего дня обладал ясным умом, прекрасной памятью и был живая энциклопедия. Вспоминая войну, отец рассказывал нам о фронтовых буднях: как недосыпали, мерзли в зимнюю стужу, мокли под осенним дождем. Боюсь засыпать - Все, что было, мне подчас кажется тяжелым кошмарным сном. Война, атаки, бомбежка, пожары. И ты бежишь, спотыкаясь о трупы, или отдыхаешь в окопе. Всякий раз, когда посещаю могилы родителей на деревенской кладбище, я думаю об их трудной судьбе. Мне хочется выразить признательность братьям Анвару, ныне покойному Абузару они были рядом с нашими родителями самые трудные для них время, особенно последние дни их жизни.                                                                                                  


Previous post Next post
Up