Мистер Рочестер как брачный аферист

Jun 30, 2020 08:08

Юридически-финансовое эссе от Nadezda Pakhmutova о подводных течениях в романе "Джейн Эйр" (источник фейсбук).


Read more... )

дюже сомнительное литературоведение, свадьбы, англичане

Leave a comment

mona_silan June 30 2020, 05:55:08 UTC
Что-то автор смешивает в кучу майорат и наследование как таковое. Не факт, что в семье Мэзонов вообще майорат был, а кроме того, майорат - это имение, деньги же можно завещать как угодно. Так что Берта вполне могла их и наследовать, и получить в приданое.

И деньги как "справедливая доля наследства" для Рочестера тоже могли существовать. В другом варианте отец мог предложить младшему сыну стать священником и обеспечить хороший приход у себя или у каких-то знакомых. Профессии джентельмена - армия (флот), церковь, юриспруденция.

Reply

_mjawa June 30 2020, 06:57:02 UTC
Про майорат в семье Мэзонов и не пишут. Пишут про майорат в семье Рочестеров. Дочери в майоратной семье полагалось выделить приданое.

Reply

mona_silan June 30 2020, 07:51:50 UTC
Пишут так:
Итак, девушка - безоговорочная наследница - в викторианской Англии вообще явление редкое. А полукровка Берта могла стать таковой лишь будучи законнорожденной и в случае смерти своих братьев. В случае же упомянутого выше майората, даже смерть братьев ей бы не помогла.

Вообще нет причин не выделить ей долю в наследстве деньгами помимо долей братьев.

И к слову, в "Чувстве и чувствительности" как раз не майоратное имение. Дядюшка завещал его своему правнучатому племяннику, а отец оного, единокровный брат сестер Дэшвуд, лишь опекун до совершеннолетия.

Reply

_mjawa June 30 2020, 08:00:38 UTC
Безоговорочная наследница - это не про майорат же. Это про отсутствие других наследников. Действительно, редкий случай, когда девушка оказывалась наследующей все достояние семьи (отца в первую очередь). В описываемом случае Берта могла стать единственной наследницей Мэзонов, если бы пережила своих двух братьев (или ее муж был бы признан опекуном недееспособных родственников жены). А вот майорат при таком раскладе мог перейти к условному младшему брату ее отца, или дальше по мужской линии родства, минуя саму Берту, как потомка женского пола, если бы у нее не было бы к этому времени законнорожденного сына ( ... )

Reply

mona_silan June 30 2020, 14:54:30 UTC
Капитал совершенно не обязательно майоратный. Скажем, у Беннетов это пять тысяч, составлявшие приданое миссис Беннет. Но допустим, мистер Беннет вложил бы его в торговлю и приумножил, или как-то распорядился доходами с Логнборна, сумев накопить некоторую сумму - эти деньги в наследуемом Коллинзом тоже не участвовали бы никак.

В "Чувстве и чувствительности" история родства сложная, но там именно наследование по завещанию.

Reply

zlobnyj_meger June 30 2020, 11:13:16 UTC
Да, майоратное наследование в "Гордости и предубеждении", там прямым текстом говорится, что сестры Беннет бесприданницы, так как имение отойдет мистеру Коллинзу. Кстати, никак не могу понять - если он наследник по майорату, то он должен быть мистером Беннетом.
И в "Доводах рассудка" тоже три дочери, которые не наследуют имение, а наследником имения и титула является некий дальний родственник, с которым знакомство сводится уже во взрослом состоянии. А дочерям полагается приданое, оговоренное в брачном контракте родителей.

Reply

_mjawa June 30 2020, 13:42:34 UTC
Да. Предпочтение отдавалось дальним родственникам, но по мужской линии. Условно говоря - сын единственной дочери младшего брата - мог наследовать майорат, если у старшего не было сыновей, и носить другую фамилию. Но дочери старшего брата - нет, все переходило к следующему по старшинству мужскому носителю имени.

Reply

zlobnyj_meger June 30 2020, 14:31:59 UTC
Вот не уверена, что майорат мог даже передаться через женщину. Но я не специалист, мои знания из романов.

Reply

fmozg June 30 2020, 13:55:59 UTC
Автор скорее всего назвала его мистером Коллинзом, чтоб читатель не путался в двух мистерах Беннетах. А в жизни такое могло быть, если Коллинз (или его отец, дед) из каких-то соображений меняли фамилию. Смена фамилии наследственных прав не лишала.

Reply

zlobnyj_meger June 30 2020, 14:28:57 UTC
В "Доводах рассудка" два Эллиота, только один лорд, а другой мистер. Англичанам понятно, а я по первости путалась.

Reply

tukki June 30 2020, 14:22:22 UTC
В аббатстве Даунтон то же самое да? дочери остаются без наследства, потому что дочери. Интересно было бы почитать разбор про имущество из этого сериала. Папенька там тоже женился на деньгах мамы и они стали неделимой частью имения и я там совсем запуталась что и кому принадлежит.

Reply

zlobnyj_meger June 30 2020, 14:38:24 UTC
К сожалению, я Аббатство не смотрела.
Могу только вспомнить, что в "Чувстве и чувствительности" старший единокровный брат девушек и до получения наследства неплохо обеспечен за счет имущества умершей матери, по брачному договору родителей. В "Гордости..." единственным наследством девиц Беннет является приданое их матери, которое так же делится по брачному договору.

Reply

mona_silan June 30 2020, 14:47:09 UTC
А вот и нет! Наследстство досталось не единокровному брату сестричек Дэшвуд, а его пятилетнему сыну, сам он лишь может пользоваться доходами с имения как опекун. Там не майорат.

Reply

zlobnyj_meger June 30 2020, 14:51:52 UTC
Это я помню, просто хотела короче написать))))
Майората там нет. У брата:
1. Наследство матери по брачному договору.
2. Приданое богатой жены, плюс периодические суммы "на булавки" от богатой тещи.
3. Доходы от имения двоюродного деда до совершеннолетия сына.

Reply

mona_silan June 30 2020, 15:37:06 UTC
Да, так. Хотя у девиц Дэшвуд + их матушки ситуация несколько лучше, чем была бы у сестер Беннет: семь тысяч, перешедших Генри Дэшвуду в наследство от первой жены и по тысяче каждой дочери от двоюродного деда.

Reply

dikiy_tuskan June 30 2020, 15:22:24 UTC
В Аббатстве папа женился на деньгах мамы и добился документального внесения их в майорат, чтобы деньги не ушли из семьи. Был отдельный указ, видимо. Но сына не случилось.

Reply


Leave a comment

Up