"Падение Берлина" - фундаменталистско-сталинистский фильм 1949 г. Этот двухсерийный блокбастер - легенда советской кинематографии. За два часа экранного времени ни разу не возникает даже намёка на правдоподобие. Создатели фильма (режиссёр Михаил Чиаурели и его соавтор по сценарию Пётр Павленко) и не ставили задачу быть правдоподобными. Они творили мифы, с которыми до сих пор отождествляет себя значительная часть российского населения: о великой победе и о великом вожде.
Так как вскоре после смерти Сталина был разоблачён, арестован и казнён его ближайший соратник Лаврентий Берия, из фильма, по обычаям того времени, были удалены все сцены, в которых Берия присутствует. Но к моменту разоблачения Берии фильм "Падение Берлина" был переведён на немецкий язык и пущен в прокат в ГДР. В ГДРовских киноархивах сохранилась полная версия фильма, и вырезанные сцены вставили в отреставрированную версию, которую мы смотрели в специализированном кинотеатре при Музее истории Берлина - Zeughauskino. Вставки остались черно-белыми, и в переводе на немецкий язык. Отреставрированная версия - цветная и на русском. Чередование этих разнородных фрагментов нарушают, разумеется, стилистическую целостность фильма, но в то же время создают для зрителя эффект присутствия исторического времени, со всеми его парадоксами, вроде неоднократного разоблачения и постоянного возрождения культа вождей. В этом же кинотеатре мы с Ekaterina Vassilieva смотрели запрещённые нацистские фильмы, которые можно показывать только как научно проинтепретированный исторический материал: до фильма - лекция, после - обсуждение с экспертами.
Фильм охватывает пятилетку 1940-45 годы. Нехитрый сюжет нанизан на простенькую любовную историю: знатный сталевар Алексей влюблён в школьную учительницу Наташу, но она девушка образованная, читает наизусть стихи и проливает слезу на концерте классической музыки, в то время как сталевар парень простой и застенчивый. И только личное вмешательство товарища Сталина с его мудрыми советами типа "Будь смелее, пацан!", с которым сталевар встречается на фоне пейзажа, напоминающего райский сад на картинах эпохи Возрождения, приводит к сближению любящих, и происходит оно тоже на фоне символов плодородия: колосящихся злаков, трав и цветов.
Но сближение не завершается узами брака и семейным счастьем, точно так же, как спелые колосья остаются не скошенными. Вокруг влюблённых падают немецкие бомбы, в их жизнь приходит тяжёлое испытание: Алексей должен был пройти всю войну, а Наташа пережить похищение и немецкий плен, прежде чем оба вновь обретают друг друга, теперь уже на фоне взятого Рейхстага. Тут же лично присутствует и факир-чудотворец Сталин в белоснежном маршальском мундире. Он - Deus ex machina (Бог из машины), спустился по трапу самолёта прямо на площадь, где ему поёт осанну толпа спасённых им народов. Снято прямо по Библии: Да восславит тебя всяк сущий на земле язык.
Райской модели сталинско-советской благости логично противопоставлена адская преисподняя нацистского логова. Гротескные, как в цирке, Гитлер, Геббельс, Геринг и иже с ними в финале совершают коллективное самоубийство, инсценированное как дьявольская тайная вечеря: нацисты сидят в бункере за столом и поглощают гамбургеры с ядом, опробованным на невинной овечке, то есть, на собачке, но не какой попало, а на самой знаменитой в новейшей истории: личной овчарке Гитлера по имени Блонди. Она - единственное существо, вызывающее у зрителя эмпатию и сострадание.
При особо трешевых сценах публика в зале непочтительно ржала. Сталинистский блокбастер, награждённый в 1950 году сталинской премией и со Сталиным в центре событий, оставляет далеко позади все достижения северокорейского агитпропа. Он гомерически комичен, и мы тоже не могли удержаться от смеха в особо удачных местах. Но был и грустный момент во всей этой сталинистской вакханалии: она снята на Мосфильме как будто не 65 лет назад, а прямо вчера, война не закончилась в 45-ом году, а продолжается как ни в чём не бывало, "и Сталин такой молодой..."