Этот фильм я не могла не посмотреть. Собственно, как узнала про него, так сразу и посмотрела.
Фильм несомненно интересен, причем интересен сразу несколькими аспектами. Во-первых и в главных - это техника. Фильм был снят как игровой, однако затем покадрово отрисован - вернее, написан - маслом кадр за кадром. Авторы заявляют, что всего было создано 65 тысяч картин. Получился написанный маслом мультфильм - удивительная штука. А если учесть, что художники старались придерживаться стиля Ван Гога... Сразу вспоминается "Краткий курс любви к живописи" Пола ди Филиппо. Вот он, мир глазами Ван Гога - и без всяких волшебных научно разработанных пилюль. Что однозначно к лучшему.
Некоторое удивление вызывает выбор темы - в красочном мире Ван Гога художник уже умер. Практически все флешбеки, относящиеся к его жизни, отрисованы в совершенно другой манере, напоминающей скорее старую фотографию или рисунок тушью. Главный герой - Арман Рулен, реальный натурщик Ван Гога - расследует смерть художника. Не по своей воле, поначалу он вообще говоря считает Винсента просто чудаковатым парнем, если не сказать психом, с которым почему-то дружил его отец. Но затем он общается с теми, кто знал художника при жизни и был свидетелем смерти, узнает все новые и новые подробности, и в процессе своего расследования проникается к Ван Гогу глубочайшим сочувствием.
Вот он, Арман Рулен, на портрете Ван Гога:
и в исполнении Дугласа Бута:
Основной вопрос формулирует Маргарите Гаше: "Вас так интересует его смерть - а что вы знаете о его жизни?" Этот же вопрос, наверное, можно вернуть и создателям фильма. Т.е. я не сомневаюсь, что все причастные к проекту хорошо знакомы с объектом своего интереса, но зрителю почему-то представили такой вот довольно необычный подход к теме.
Впрочем, конечно, не только смерть является темой фильма. В первую очередь это наследие художника, который при жизни продал только одну картину, а признание получил уже после смерти. Возможно, именно это и хотели подчеркнуть авторы выбранной стилистикой - мир Ван Гога обретает краски после смерти творца.
Вообще я писала недавно отзыв на "Баскию", и сейчас ловлю себя на мысли, что Ван Гог, наверное, больше чем кто-либо подходит на роль того самого принца из легенды. Помните, который бился короной о решетку, и все сладостно слушали хрустальный звон, не понимая (да и как они могли понять?) что это звук несвободы и душевных терзаний. Вообще, это применимо едва ли не ко всем постимпрессионистам, сложные у них были судьбы. Вот и Ван Гог - его краски, его картины, все то, что мы сейчас считаем шедеврами, порождалось его удивительным одиночеством и беспокойством.
И в принципе основную идею фильма, наверное, можно сформулировать так: неважно, как он умер, важно, что он хотел сказать своим творчеством.
В фильме, конечно, Ван Гог цитируется много и прямо. Все персонажи встречались на его картинах. Места действия тоже взяты с картин. Правда, частично переделаны - все-таки для фильма важно стилистическое единство, а художник так или иначе пробует разные техники, растет и развивается. Поэтому в фильме представлен эдакий "усредненный" Ван Гог. Это не могло не натолкнуть меня на мысль, что вообще говоря было бы интересно посмотреть подобный фильм о жизни художника, где видеоряд отображал бы изменения стиля. /А если взять, к примеру Пикассо, и проследить его творческий путь от голубого периода к кубизму и сюрреализму... Впрочем, это уже к делу не относится/
"Ночная терраса кафе" Ван Гога:
Соответствующий кадр из фильма:
Если попытаться резюмировать мои впечатления о фильме... Думаю, что пересматривать его я скорее всего не буду. В картинах Ван Гога - его жизнь, в фильме, который претендует на то, чтобы быть ожившими картинами, как ни странно при таком подходе - смерть. Ну и сюжет довольно прост, хотя он тут как раз неважен - сюжет выходит на первый план, если отрешиться от тстилистики, а от стилистики отрешиться просто невозможно, игра мазков и красок со сменой кадра завораживает.
Я рада, что такой фильм появился. Это действительно интересный эксперимент, и, думаю, отношение к нему будет меняться, как и отношение общества к картинам Ван Гога. И на Оскара его совершенно не зря номинировали, буду за него болеть. Про художников надо снимать много и разнообразно!