Рассматриваются проблемы динамики региональных финансовых результатов на примере Челябинской области.
В современных условиях невысокого роста объемных показателей, значимость показателей эффективности региональных финансов значительно возрастает. В подобных условиях анализ динамики финансового положения становится важным элементом оценки перспектив экономического развития. Для региона особую роль играют показатели сальдированного финансового результата всех организаций и предприятий (далее-«финансовый результат») и его основные составляющие: прибыль и убыток. Эти показатели во многом характеризуют результативность бизнеса и перспективы развития экономики региона.
Затяжная «финансовая болезнь» региона
Динамика финансового результата экономики Челябинской области в последнее десятилетие негативна. Она отличается от общей динамики регионов России в целом. В динамике регионов России за последнее десятилетие наблюдалась тенденция роста финансового результата. Еще более заметно динамика Челябинской области отличается от динамики ведущих регионов (как от Москвы c ее высоким ростом, так и от соседней Свердловской области).
В динамике финансового результата Челябинской области на протяжении многих лет просматривается тенденция спада (см. рис.).Это не случайный, а принципиальный момент социально-экономического развития региона - затяжная, почти хроническая «финансовая болезнь» - падение финансового результата.
“Пик” роста финансового результата Челябинской области пришелся исключительно на 2007 год. Такой, почти двукратный “всплеск “, во многом был обусловлен работой металлургии и, прежде всего, одного предприятия - ММК. Большинство же значений в другие годы не превышало70 млд. рублей.
Следует отметить, что в 2004 году Челябинская и Свердловская области стартовали примерно с одного же уровня, около 60 млрд.рублей финансового результата. Причем исходное положение в Челябинской области выглядело лучше. Меньшая по объемным показателям экономика Челябинской области обеспечивала примерно такой же финансовый результат, как и экономика Свердловской области.
Однако далее пути экономического развития регионов разошлись. Оба региона серьезно пострадали в кризис.Нов итоге к 2012 году финансовый результат Свердловской области более чем в три раза превысил аналогичный показатель Челябинской области. В среднем, при положительной динамике, ежегодный прирост финансового результата Свердловской области составил около 10 млрд. рублей.В это же время, при отрицательной динамике,финансовый результат Челябинской области ежегодно сокращался на 4 млрд. рублей (см. рис.).
Постепенное уменьшение финансового результата в Челябинской области не случайно. Подобное различие динамики во многом обусловлено заметными различиями в региональной экономической политике и структурными переменами в экономике.
Различия финансовых перспектив регионов
В последние годы (посткризисный период) различия в динамике Челябинской области - как региона теряющего финансовый результат и Свердловской области - как региона увеличивающий финансовый результат, сохраняются.
C 2010 года (точка отчета для посткризисного периода) показатели двух составляющих финансового результата: прибыли и убытка для Челябинской и Свердловской областей заметно различаются, как по тенденциям, так и по величине.
В Челябинской области негативны обе тенденции -- прибыль сокращается,а убыток растет (см. рис.). В итоге наблюдается тренд к снижению финансовых результатов с признаками стагнации.
В Свердловской области нарастание убытка компенсируется превышающим его ростом прибыли (см. рис.). В итоге, обеспечивается положительный тренд - роста финансовых результатов. При этом, разнонаправленность прибыли и убытка является признаком происходящих структурных перемен и реальной диверсификации экономики.
Различия динамики прибыли и убытка регионов во многом предопределяют различия их финансовых перспектив.
Неравенство источников прибыли регионов
Для основной отрасли уральских регионов - обрабатывающей промышленности (где основную роль играют металлургия и машиностроение) различия в динамике прибыли и убытка Челябинской и Свердловской областей существенно меньше (см. рис.).
Наибольшее отставание в эффективности (отражаемое в прибыли)наблюдаются не в ведущих обрабатывающих производствах Челябинской области, а в других отраслях региональной экономики.
В сравнении с другими регионами отраслевой вклад обрабатывающей промышленности Челябинской области наибольший. В регионе доля обрабатывающей промышленности в общем объеме прибыли - 58%, она более чем в два раза превышает среднюю по России (23%) и заметно выше, чем в Свердловской области (37%). Зато с остальными отраслями ситуация прямо противоположная.
Вклад всех остальных отраслей экономики Челябинской области в суммарный объем прибыли непропорционально мал для социально-экономически развитого региона.
Неравенство источников прибыли регионов слишком очевидно, оно обусловлено наличием не только структурных, но и институциональных проблем экономики области.
Противоречия убыточного развития
Наращивание объемов убытков в размерах сопоставимых с размерами прибыли свидетельствует о неустойчивости экономической ситуации и противоречиях развития. Однако, как с прибылью, так и с убытком, ситуация крайне неоднородная.
Очевидные проблемы динамики прибыли и убытка усложняются непрозрачностью формирования этих показателей.
Эти проблемы могут быть следствием как низкой эффективности производства, так и сложившихся институциональных особенностей местного бизнеса, связанного с выводом части прибыли,использованием «серых» оффшорных и иных финансовых схем. В таких условиях максимальная финансовая нагрузка приходится на наиболее известные «публичные» компании.
В Челябинской области проблема финансовой устойчивости прежде всего затрагивает предприятия обрабатывающей промышленности, где сосредоточена наибольшая часть убытков.Скачки в финансовых результатах ММК и нескольких других предприятий во многом определяют финансовую динамику региона.
Неустойчивость подобной ситуации заметного наращивания убытков, которая не может продолжаться бесконечно, очевидна. В перспективе, выход из подобного положения прежде всего связан с внутриотраслевой диверсификацией малоэффективных производств.
Системная задача мобилизации финансовых результатов региона
В наблюдаемых противоречиях динамики финансового результата региона отражается ряд накопившихся за многие годы проблем экономики.В современных условиях низких темпов роста увеличиваются риски разрастания бизнеса с нереально низкой (или “псевдо”) результативностью, успешно уходящего от налогообложения (причем не только его«избыточного пресса»).
Современная тенденция ужесточения финансовой политики на федеральном уровне неизбежно затрагивает различные сферы: бюджетную, банковскую, разных форм предпринимательства. В таких условиях постепенное, поэтапное решение задачи обеспечения роста эффективности всех субъектов экономики (наращивания прибыли и сокращения убытков), становится необходимым условием жизнеобеспечения и развития региона.
Остро востребованная системная ликвидация множества мелких финансовых черных дыр экономики предполагает поиск и соблюдение хрупкого баланса интересов в регионе. Здесь накладываются как объективные экономические проблемы, так и негласные,специфические субъективные проблемы связанные с аффилированием бизнеса и ограничением конкуренции, организацией “серых схем”финансовых потоков и далее.
Однако другого пути развития нет. Только определенность перспектив всех экономических субъектов(сегодня нередко работающих формально за гранью эффективности в состоянии банкротства), позволит значительно снизить крайне опасные социальные риски и повысить устойчивость социально-экономического развития Челябинской области.
В подобной ситуации необходимы программные последовательные системные изменения региональной финансово-экономической политики. Нескольких отдельных мероприятий или успешных инвестиционных проектов тут явно недостаточно.
Возможные варианты многократного роста
Все часто упоминаемые стратегические моменты развития экономики (диверсификация, создание рабочих мест нового образца и др.), не являются самоцелью, а должны обеспечить рост финансового результата. Однако, несмотря на крайне негативную динамику, проблема роста финансового результата и корректировки финансово-экономической политики в Челябинской области все еще не обозначена. В прогнозе Минэкономразвития области до 2020 года, оценка перспектив роста финансового результата отсутствует.
Улучшение динамики финансового результата может быть обеспечено влиянием рыночных глобальных и национальных факторов, без особых усилий и перемен со стороны региона. Однако, существуют еще не менее значимые внутрирегиональные резервы роста.
Хроническая проблема спада скрывает возможности наращивания финансового результата. Помимо, классическогонаправления,увеличения финансового результата за счет ввода инвестиций, в регионе существует заметная институциональная составляющия роста. Она связанна c корректировкой финансово-экономической политики - улучшением условий развития при развороте уходящих финансовых потоков обратно в регион.
Существующая институциональность Челябинской области, формировалась в начале века, в период неравномерного экономического роста и условиях противостояния элит. В результате, основная финансовая нагрузка оказалась на нескольких успешно развивающихся предприятиях региона(прежде всего ММК). Последующие поверхностные, косметические изменения, подобную специфику не меняли. Cо временем, она только субъективно деформировалась. Сейчас, хроническая убыточность, банкротства, оффшоризация и другая специфика политики десятилетней давности, должны постепенно уходить в прошлое.
В настоящее время условия иные и требуют корректировки региональной финансово-экономической политики, отличительными чертами которой, должны стать масштабная, массовая активизации всех сфер бизнеса, cо стабилизацией условий долгосрочного высокоэффективного развития. При подобном изменении политики и последующего изменения делового климата, возникают условия заметного наращивания финансового результата.
Потенциал наращивания финансового результата для экономики региона, более чем значителен.Это потенциал многократного роста. Наблюдаемое сейчас падение финансового результата, во многом обратимо. Реальна возможность его восстановления до ранее достигнутых уровней. Существует множество таких вариантов (см.рис., область возможного роста с восстановлением - область I).
Здесь рассмотрено несколько вариантов. Вариант восстановления значений до уровня среднероссийского тренда позволяет в перспективе (к 2020 году)увеличить финансовый результат в пять раз (в сравнении с текущим). Следует отметить, что тренд докризисной динамики Челябинской области высокого роста (2006 год) очень близок среднероссийскому. Варианты динамики низкого роста (2005 год) и средней докризисной динамики несколько хуже, но принципиально картину не меняют.
Подобные показатели роста реальны, однако, из-за влияния внешних факторов, восстановление финансового результата не гарантировано. На ряде предприятий, таких как «Мечел» и ЗМЗ, влияние внешних условий велико.
Тем не менее, даже «перелом» фактического тренда и простое увеличение роста до докризисного темпа, обеспечивает удвоение финансового результатов в рассмотренной перспективе. На фоне отрицательного фактического тренда, с ежегодным уменьшением финансового результата на 4 млрд.рублей, такой поворот еще более значим. .Подобные варианты образуют, более ограниченное множество возможных вариантов роста (см. область возможного ограниченного роста - область II).
Впрочем, в условиях роста, может дополнительно наблюдаться синергетический эффект развития региона, c соответствующим улучшением значений.
Однако, во всех случаях, среди ключевых показателей регионального развития финансовый результат имеет сейчас наибольшую вероятность многократного роста. Подобныйростсоздаетпредпосылки для качественно иного развития экономики региона и социума. Все это, в свою очередь, во многом, зависит от характера стратегических перемен и качества региональной финансово-экономической политики.
RIDDLE OF REGIONS FINANCIAL RESULTS
Problems of dynamics of regional financial results are presented on the example of the Chelyabinsk region.