Рассматриваются вопросы качества прогнозирования валового регионального продукта в условиях социально экономических трансформаций
К определению наиболее общего показателя оценки экономического развития и перспектив региона - валового регионального продукта (ВРП) возникает много вопросов. Этот показатель достаточно сложен для расчета и весьма непрозрачен (фактическое конечное потребление домашних хозяйств на территории субъектов Российской Федерации и валовое накопление основного капитала).
В существующей неоднозначной экономической ситуации прогнозы по валовому продукту на федеральном уровне уточняются ежеквартально, а иногда и чаще. Однако на регионы эта практика не распространяется. Здесь, обычно со ссылками на рекомендации Минэкономразвития РФ, формируются два схематичных варианта прогноза - очень хороший («инновационный» или «оптимистичный») и просто хороший («умеренный» или «базовый»).Такие прогнозы часто формально привязываются к определенным сценариям развития без детального обоснования качественных перемен и влияния отдельных факторов роста.
Подобные прогнозы при своей очевидной нереалистичности и противоречии общероссийской динамике нередко лишь искажают существующие перспективы развития. Они становятся базой для формирования столь же неадекватной экономической политики.
Качество всех перспективных решений на искаженной прогнозной базе начинает серьезно страдать, что предопределяет соответствующее отношение к последующим планам и проектам. Даже для самых эффективных проектов появляются серьезные риски диспропорций, а также прямые и/или косвенные потери в будущем.
Подобная практика весьма характерна для Челябинской области.
Сомнительные сценарии «экономического чуда»
«Инновационный прогноз» развития региона с ежегодным ростом в среднем на 10% за семь лет обеспечивает удвоение ВРП к 2020 году. Именно такой ориентир был отражен в Стратегии развития Челябинской области. Незначительно отстает от него умеренный прогноз с ежегодным ростом ВРП на 8,5%.
Подобная динамика ВРП без качественных институциональных и структурных перемен однозначно соответствует сценариям экономического чуда - неожиданному росту из-за влияния новых неизвестных факторов. Подобный «прыжок в экономическое чудо», возможен только в исключительных условиях. В нашем случае реальные, считаемые предпосылки столь заметного «рывка» отсутствуют.
Для экономической политики правительства региона последнего десятилетия вообще характерно заметное расхождение прогнозируемого роста с наблюдаемой динамикой и особенно фактическими показателями экономики (см. рис.).
В Челябинской области наилучшая динамика экономического роста пришлась на докризисный период - 2003-2008 годы. В текущий, посткризисный период - 2011-2013 годы, среднегодовой прирост ВРП сократился в сравнении с докризисным почти наполовину (с 90 млрд.руб. до 55 млрд.руб.). Однако в нынешнем прогнозе заложены рекордные приросты более чем на 120 млрд. рублей в год (в рамках инновационного прогноза) и 97 млрд.рублей в год (в рамках умеренного прогноза). Текущий уровень прироста ВРП в 2013 году в разы меньше (всего 42 млрд.рублей).
Лучший из вариантов этого прогноза Минэкономразвития области при «взлете» тренда к 2020 году наверстывает все потери от кризиса, а второй дает небольшую коррекцию. Достичь этого можно только при гипотетической пролонгации сложившегося в 2008 году высокого докризисного роста на все последующие годы (см. факт докризисный на рис.) Как бы «вычеркнув» из истории и сам кризис и перемены в экономике региона, начиная с 2008 года.
Однако не замечать потери и последствия кризиса для экономики региона по меньшей мере некорректно. Тренды фактической динамики (см. на рис.: факт и факт посткризисный) разнонаправлены с трендами прогноза. Вероятность превышения прежних, оптимальных докризисных достижений роста в текущей, значительно более сложной ситуации крайне незначительна - так же как и вероятность достижения прогнозных значений.
Торможение у нулевой отметки и реальные границы роста
Темпы прироста ВРП Челябинской области («факт») постепенно снижаются - в среднем за весь рассматриваемый период с 2000 года на 3,3 % в год (см. рис). Здесь проявляется общая тенденция замедления роста по мере развития экономики и снижения уровня инфляции. Замедление в наиболее успешный, докризисный период, было в два раза меньше 1,6% (см. факт докризисный).
Однако в текущий период стремительное падение темпов прироста ВРП становится критичным (см. факт посткризисный). Даже с учетом выравнивания социально-экономических процессов (при степенном тренде) прирост ВРП приближается к нулю. В 2013 году темп прироста ВРП (4,9%) уже опустился ниже любого из вариантов прогноза.
Ориентироваться при выработке экономической политики на ожидания «экономического чуда» бесперспективно. Торможение динамики - падение темпов роста указывают на наличие рисков спада. В подобной ситуации даже более реалистичный вариант стабилизации роста на уровне ниже прогнозного (по прогнозу 10% - 8,5%) потребует смены трендов развития и серьезных перемен в экономике. Однако при приближении к нулевой отметке роста времени на «разворот» трендов без скатывания в рецессию с негативными социальными последствиями остается все меньше.
В условиях перемен вариантов прогноза может быть множество. Однако все реальные варианты, не попадающие в категорию «экономического чуда», находятся внутри определенных границ - в области вероятных значений (см. рис.)
Максимальные и минимальные границы реального роста в данном случае определяются на основании ранее достигнутых темпов роста. В нашем случае нереальность сценария удвоения ВРП более чем очевидна. Даже умеренный вариант прогноза выходит за верхнюю границу лучших показателей роста. Видимых предпосылок для быстрых изменений в экономике региона сейчас нет. Динамика инвестиционных и финансовых показателей еще хуже - и также без намеков на перемены. Наиболее вероятный тренд роста в регионе просматривается заметно ниже показателей, прогнозируемых правительством области.
В связи со всем вышеcказанным, согласно оптимистичному, но реальному сценарию развития (при текущих изменениях инфляции) для Челябинской области к 2020 году возможно увеличить ВРП вполовину. Это много меньше, чем при вариантах «экономического чуда», но достаточно для решения важнейших социально-экономических задач.
Впрочем, существуют сценарии, при которых высокие показатели роста ВРП будут обеспечены за счет скачка инфляции. Но это уже совершенно другое качества роста - непосредственно за счет благосостояния населения.
THE LIMIT OF REALITY: "CHELYABINSK ECONOMIC MIRACLE"
Questions of Forecasting gross regional product in the socio-economic transformation presented.