ЛОКАЛЬНЫЙ КРИЗИС И МЕДЛЕННЫЙ КОЛЛАПС РЕГИОНА

Sep 10, 2013 20:27

        Отставание темпов роста ВРП от среднероссийских, снижение финансовых результатов и другие негативные последствия регионального локального кризиса все более проявляются  в Челябинской области. Происходит медленный социально-экономический коллапс региона.

Потеря финансовых результатов и локальный кризис
     Нарастание отставания роста ВРП Челябинской области в посткризисный период очевидно. На фоне даже относительно скромных текущих показателей роста по России в целом, регион все больше сдает свои позиции.
      Отставание темпов роста ВРП региона в посткризисный период может быть связано с  нескольких вариантами развития. Самый простой и относительно беспроблемный из вариантов - это временное незначительное снижение (рецессия) или кратковременный спад. То есть, непродолжительное пропорциональное уменьшение всех показателей в невыгодных рыночных условиях с последующим восстановлением. В менее благоприятном варианте следует спад и частичная структурная перестройка части экономки региона с повышением конкурентоспособности и продолжением развития. Здесь автоматически будет наблюдаться: вначале спад, а затем выравнивание и фиксация роста на уже новом уровне. В обоих вариантах период спада должен быть минимизирован антикризисными мерами с достижением определенного консенсуса бизнеса и общества.
       По завершении кризисного спада на новом этапе развития должны сформироваться новые устойчивые пропорции и тренды в экономике и социуме.

Однако в Челябинской области этого не произошло. Динамика основных показателей для бизнеса и общества - (финансовый результат - прибыль за минусом убытков всех предприятий региона и номинальная заработная плата по региону) разнонаправлены и показывают гораздо более проблемную картину нежели в среднем по стране ( cм. рис.: Рост показателей   РФ и  Челябинской области: валовой региональный продукт средняя номинальная  зарплата, финансовый .результат предприятий - прибыль минус убыток).



В отличие от ситуации по РФ, где динамика во многом стабилизировалась, а темпы роста выравнивались (хотя и с заметными потерями для эффективности бизнеса), в Челябинской области динамика этих показателей строго разнонаправлена. Если рост заработной платы в регионе с небольшой погрешностью повторяет общероссийский тренд, то в отличие от РФ,  финансовый результат (прибыль) Челябинской области, с небольшими колебаниями продолжил свое падение.

Динамика показателей региона относительно средних по стране показывает, что линейный тренд отражает значительную ежегодную разницу в 23% в росте финансового результата (прибыли)Челябинской области от уровня РФ (см.рис). В абсолютном выражении объем прибыли региона соответственно сокращается. Нарастание отставания Челябинской области в целом относительно динамики РФ критично. Подобная ситуация не может развиваться долго без постепенного разрастания негативных социально - последствий. Масштабы падения объема прибыли в регионе таковы, что за уже за рассматриваемый период они подходят к определенному уровню, за которым неизбежно последовательное развитие новых негативных социально-экономических последствий.




Фактически в регионе продолжили развиваться локальные кризисные явления, приводящие к снижению устойчивости развития всей социально-экономической системы. Такой своеобразный затянувшийся локальный кризис экономики региона отразился на динамике ВРП.

Практика преодоления кризисных явлений в современной экономической практике обширна и многогранна. Она сводится к двум основным направлениям - экономии расходов и стимулированию производства. Здесь очень важно наличие должной  институциональной среды, необходимой для своевременного отображения проблем, и реализации соответствующих мер. Однако именно этого в регионе не происходит.

Результаты сокрытия кризисных проблем и несвоевременного принятия мер хорошо видны в мировом контексте на примере Греции. Причины запоздалого решения греческих проблем сейчас очевидны. Они лежат в плоскости деятельности правительства и парламента (т.е. недостаточно качественной институциональной среде) и во многом носят  субъективный, политический характер. Проводить антикризисные меры непросто, всегда есть надежда на инерционное выравнивание ситуации и желание отложить сложные решения «на потом», а еще лучше - на преемников, на реагирование вышестоящего уровня власти или улучшение мировой конъюнктуры. То, что в кризисных ситуациях подобная политика выжидания нерезультативна, а проблемы могут нарастать как снежный ком, в расчет не принимается.

Именно такой сценарий, с поправкой на специфику территории как субъекта РФ, наблюдается в Челябинской области.

Медленный коллапс региона

Вопрос о путях выравнивания развития в правительстве Челябинской области не поднимался. Сама стратегия развития Челябинской области по сей день остается докризисной с небольшими правками и далека от актуальности. Текущая, относительно простая практика поддержки локальных проектов без синергетики  регионального развития во время  многолетнего локального кризиса малорезультативна для региона. В сложившейся ситуации негативные последствия будут нарастать.

В ходе затянувшегося локального кризиса проблемы сами решаться не могут,  они будут накапливаться. Очевидно, что при многолетнем снижении прибыли, бизнес не может наращивать объем заработной платы и осуществлять инвестирование. Первым признаком проблем развития является активный вывоз капитала и свертывание инвестирования ведущих предприятий. Далее - замедление роста заработной платы, сокращение денежной массы и проблемы наполнения бюджета, трудности сферы услуг и малого бизнеса, проблемы инфраструктуры и трудового потенциала, новые проблемы ведущих предприятий - и далее по кругу. Хотя при таком последовательном замедлении роста, своеобразном «сжатии» всей системы в целом, временами в регионе могут наблюдаться временные всплески значений отдельных показателей.

Подобное постепенное, но все более явное замедление развития с элементами спада по ключевым трендам, можно рассматривать как постепенное распространение стагнации и рецессии по сферам экономики - медленный коллапс социально-экономических процессов региона. Смягчает ситуацию только потенциал региона прежних лет. При этом снижение устойчивости развития региональной экономической системы (рост рисков бифуркации) вначале малозаметно. Наблюдается постепенное падение темпов роста одних показателей (финансовый результат) и только затем  других (заработная плата). Далее - рецессия и ярко выраженный спад с более масштабными последствиями. Причем негативные последствия тенденций могут проявляться с задержкой по времени.
      В динамике Челябинской области все более явно вырисовывается именно такой сценарий изменения социально экономической ситуации. В результате медленно происходят вынужденные, неизбежные локальные изменения экономики с потерями для производственного потенциала региона и уровня благосостояния населения. Стремление не отражать глубину реальных проблем и поверхностно сгладить негативные тенденции лишь усугубляет их (см. ПСЕВДОСОЦИАЛЬНОСТЬ И ОТЛОЖЕННЫЕ КРИЗИСНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНА http://sgordeev.livejournal.com/3332.html ). К тому же это  уменьшает вероятность смягчения ситуации в регионе при поддержке федерального центра.
Очевидно, что до смены экономической политики и внешних трендов возможности изменения этих негативных тенденций минимальны.
       Следует особо отметить, что, при растущей неоднородности развития, аналогичные процессы весьма вероятны и в некоторых других регионах. Дифференциация развития регионов в кризисный период увеличивается. Более подробно ситуация на региональном уровне отражается в рамках специального проблемно-ориентированного мониторинга по системе показателей.

LOCAL CRISIS AND SLOW COLLAPSE OF THE REGION

Slower growth in GRP, loss of financial results and other negative impacts of regional local crisis observed in the Chelyabinsk region. There is a slow collapse of socio-economic processes in the region.

Россия, стагнация, chelyabinsk region, спад, salary, прибыль, валовой региональный продукт, зарплата, profit, рецессия, the gross regional product, recession, Челябинская область, stagnation

Previous post Next post
Up