В динамике экономического развития все более очевиден перелом - спад темпов роста, меняющий характер многих социально экономических процессов. Ближайшие перспективы экономического развития во многом предопределены сложившимися институциональными условиями и итогами предшествующего десятилетия.
Резкое падение основных показателей роста в экономике стало реальностью. Буквально за полгода прогнозы роста валового внутреннего продукта сократились практически вдвое (оценка годового роста национальной экономики в 2013 году опустилась до уровня 1,5% -1,8%). Причем в отличие от спада 2009 года это не краткосрочное падение с последующим возвратом к прежнему росту. Все более явно просматриваются признаки долгосрочной стагнации и рецессии,. Очевидно что, в динамике роста экономики произошел перелом, меняющий характер многих социально экономических процессов - иное качество роста. Это заметно по росту валового регионального продукта (ВРП) Челябинской области.
Примерные границы четырех основных периодов роста экономики показаны на рис., (здесь и далее по данным Росстата). Отличие последнего периода (c 2011 года по настоящее время) по темпам роста очевидно.
Существующие системы управления и институциональная среда была сформирована в условиях высоких темпах роста и сравнительного финансового изобилия. При отсутствии жестких финансовых ограничений (в том числе бюджетных) все более распространялась практика поверхностного институционального регулирования, когда многие вопросы без изменения глубинной экономической сути решались простым увеличением объемов финансирования. В первую очередь это коснулось сферы государственного регулирования, во многом определяющей развитие страны. При возрастании доли административных решений с поверхностным экономическим обоснованием, эффективность реализации экономических и социальных проектов неизбежно снижается. Сейчас неизбежно должна меняться “идеология” управления. “Эпоха” (почти полтора десятилетия) экстенсивного роста заканчивается. Однако возникает вопрос, насколько сложившаяся за это время институциональная среда отвечает изменившимся требованиям.
Используемый для анализа основных трендов интегрированный показатель - валовой региональный продукт (ВРП) достаточно сложен для расчета и непрозрачен (фактическое конечное потребление домашних хозяйств на территории субъектов Российской Федерации и валовое накопление основного капитала). При реалиях современного статистического учета, вызывает сомнение полнота отражения в этом показателе всех социально-экономических процессов. Еще больше вопросов вызывают итоговые значения этого показателя по России в целом. При разнообразии регионов (субъектов РФ) неоднородность роста ВРП по территориям очевидна. Суммарный показатель ВРП по всем регионам РФ (от Мурманска до Дагестана и от Калининграда до Чукотки) нивелирует-усредняет разнонаправленные социально-экономические процессы и дает сглаженную картину по России в целом, близкую “к средней температуре по больнице”. В итоге, изменения в динамике ВРП по РФ отражают наиболее общие перемены.
В отдельных регионах негативные изменения динамики развития более заметны. В сложившихся институциональных условиях “инерция” действующей практики управления на периферии сильнее, чем в центре. В результате там более остро проявляется вопрос о не адекватности стратегии и практики управления требованиям времени. Уже заметны первые “провалы” отдельных регионов. В совокупности эти негативные изменения на местах увеличивают нагрузку на центр..
К сожалению одним из “провальных” регионов оказалась Челябинская область - где с начала текущего года отмечено многократное, рекордное наращивание бюджетных долгов, с ростом дефицита областного бюджета до предельного размера в 17 млрд.руб.
Дальнейшие перемены в стратегии развития на национальном и региональном уровнях сейчас неизбежны.
TURNING POINT IN THE DYNAMICS OF GROWTH AND CHANGES NECESSITE
In the dynamics of economic development is more obvious turning point - the decline in growth, changing nature of many social and economic processes. The immediate prospects for economic development largely predetermined by the prevailing institutional conditions and the results of the previous decade.