Недавнее рассмотрение на уровне Совета безопасности РФ критичных социальных последствий нынешних миграционных процессов в Челябинской области подчеркнуло важность этой проблемы. Рост миграции последних лет на Южном Урале на фоне сокращения городского населения и его отъезда в другие регионы страны серьезно повысил социально-экономические риски в важном приграничном регионе.
Общая миграционная картина сейчас выглядит достаточно противоречивой. Вне рассмотрения качественной составляющий, миграционные изменения в регионе (рис. 1) пока не выглядят особенно критичными.
Однако при рассмотрении основных направлений миграции городского населения: первое - регионы РФ второе - зарубежные страны (для Челябинской области это на 90% республики Средней Азии), картина меняется и становится проблемной (рис. 2).
На протяжении более десятка лет существенный приток населения из зарубежных стран позволяет лишь арифметически сглаживать нарастающий отток населения из Челябинской области в другие регионы РФ. С 2017 года миграционный поток из стран зарубежья стал замещать отток населения из городов региона. Очевидно, что структура (качественный состав) выезжающих в другие регионы и прибывающих из зарубежных стран по многим характеристикам существенно различаются. Далее в социальном пространстве региона начинают происходить сложные и неоднозначные изменения (включая рост факторов криминального характера, что и привлекло внимание Совбеза).
Миграция всегда имеет как положительные, так отрицательные последствия. В случае рассматриваемого варианта неоднородной несбалансированной миграции с притоком населения из южного зарубежья, негативные последствия неизбежно возникают при превышении возможностей эффективной адаптации на территории вновь прибывших (то есть с минимумом социально - экономических рисков).
С точки зрения эффективной миграционной емкости возможности Челябинской области также весьма противоречивы. С одной стороны, имеются экономические возможности - значительная емкость рынка труда низкой квалификации, где дефицит трудовых ресурсов обусловлен сравнительно невысокой заработной платой. С другой стороны, социальные последствия значительного притока мигрантов из южных республик в небогатый регион с невысоким качеством жизни (по большинству показателей социального развития на душу населения Челябинская область занимает 30 - 50 места по РФ) не способствуют его развитию.
Так, определяющий развитие территорий региональный центр Челябинск с низкими среди мегаполисов РФ затратами - как на жилье, так и на проживание в целом, весьма привлекателен для прибывающих зарубежных мигрантов, менее требовательных к престижности работы, размеру заработков и качеству городской среды. Однако рост именно такого миграционного притока никак не способствует превращению Челябинска и других городов области в высокотехнологичные индустриальные центры. «Дешевое» трудовое пополнение становится альтернативой привлечению инвестиций и созданию «дорогих» - то есть современных рабочих мест. Соответственно, такое «торможение будущего» способствует отъезду местных специалистов, особенно молодежи, в другие более привлекательные с точки зрения уровня доходов и качества городской среды регионы РФ.
Возникающая таким образом социально-экономическая «турбулентность» с нарастающими рисками несбалансированности, делает важные аспекты развития региона трудно прогнозируемыми. Причем такие глубинные социально-экономические изменения необратимы - при полной бесполезности разнообразных пиар-кампаний по «повышению привлекательности региона».
Зато по-настоящему важны такие шаги как переход на современные приоритеты развития, прозрачность перспектив и реалистичность шагов по повышению качества жизни в регионе. В противном случае последствия несбалансированной миграции будут разрастаться как «снежный ком» и регион постепенно приобретет специфику и неоднозначную репутацию транзитной территории. Сегодня очевидно, что серьезные вопросы к трансформации и эффективности сценария социального-экономического развития Челябинской области проявляются вполне четко и не терпят отлагательства.