Активное переселение сельского населения в города является неизбежным следствием и важным признаком индустриализации, а по мере роста производительности труда в аграрном секторе доля сельского населения неизменно сокращается. Однако на протяжении последних пяти лет в индустриальной Челябинской области стали проявляться признаки прямо противоположной, прежде невозможной тенденции.
Начиная с 2018 года на Южном Урале наблюдается не прирост, а постепенное, но неуклонное сокращение доли городского населения. Этот тренд является признаком серьёзных социально-экономических проблем и очевидным «маркером» появившейся угрозы деиндустриализации региона.
Ранее доля сельского населения Челябинской области последовательно снижалась, достигнув в 2018 году уровня в 17,29% (рис. 1), а затем, пусть незначительно, но стабильно начала возрастать.
Рис. 1
Анализ изменения численности городского и сельского населения Челябинской области (по данным Росстата) выявляет весьма проблемную картину динамики городского социума. С 2018 года в Челябинской области наблюдается тенденция стремительного сокращения городского населения - ярко выраженный нелинейный тренд нарастающего спада (рис. 2).
В абсолютных значениях падение численности городских жителей Челябинской области в 2021 году превысило 20 тыс. человек. Эта величина едва ли не на порядок обгоняет сокращение сельского населения. В противоположность стремительно нарастающему сокращению городского населения, сравнительно небольшое снижение численности жителей сельской местности на протяжении уже десятка лет колеблется с замедляющейся динамикой в интервале 2 - 4 тыс. человек в год.
Рис. 2
Исход именно городского населения из ведущего индустриального региона РФ, где имеется целый ряд крупных городов и «миллионник» Челябинск, в которых проживает почти две трети населения, противоречит всей логике современного развития. Однако, с другой стороны, эта ситуация по-своему логична: она обусловлена углубляющейся социальной проблемой: неудовлетворенностью горожан качеством жизни в регионе и ее перспективами.
Причины таких настроений понятны. По многим удельным, а не объемным показателям социального развития (уровня и качества жизни), Челябинская область постепенно опускается вниз, занимая места уже в третьем и пятом десятке соответствующих рейтингов, а то и замыкает их (это прежде всего касается экологии). В таких условиях просто неизбежен отток в другие, более успешные регионы наиболее мобильной и востребованной части городского населения - специалистов высокой квалификации. Далее, при дефиците кадров, сокращаются индустриальные и сервисные возможности региона и круг замыкается. Упрощенное восприятие проблемы «дефицита кадров» и наращивание переподготовки специалистов тут мало что даст, их отток в другие регионы только вырастет.
При этом объективная картина качества жизни в Челябинской области отсутствует. Последнее репрезентативное комплексное исследование - опрос удовлетворенности (неудовлетворенности) населения городов и районов условиями и качеством жизни, проводилось в Челябинской области в далеких 2012 - 2014 годах. При таком уровне анализа ситуации и управленческого целеполагания неизбежно возрастают риски неверных и коррупционных решений, неэффективности преобразований городской среды, которые усиливаются возможностью местных властей подавать сомнительные городские проекты, оплачиваемые из бюджетов, в качестве общественно значимых.
Принятие заведомо некорректных проектных решений по типу дорогостоящей «урезки» Комсомольского проспекта в Челябинске и других доморощенных экспериментов в сфере транспорта порождает больше новых проблем городской среды, нежели решает. Очевидный абсурд и экономическая бессмысленность таких решений «зачеркивает» перспективы построения комфортной городской среды и роста качества жизни для наиболее требовательных и конкурентоспособных категорий горожан.
Множество подобных решений, а также очевидно неадекватные объяснения чиновниками все более явных социо-эколого-экономических проблем при отсутствии заметных перемен в качестве жизни к лучшему, существенно подрывает веру жителей в дальнейшие перспективы городов региона.
Выправление сложившейся ситуации требует решительного выхода из сложившейся многолетней региональной управленческой «колеи» и прекращения порочной практики выдачи желаемого за действительное. Поиск «простых» решений вроде массового привлечения трудовых мигрантов лишь усугубит ситуацию.