ФАНТАЗИИ ВМЕСТО ПРОГНОЗА

Dec 25, 2022 15:14

      Прогноз ближайших экономических перспектив Челябинской области сейчас заметно «приукрашен». В результате у бюджета и населения возникают новые существенные финансово-экономические риски «виртуального пузыря» несбыточных ожиданий, которые еще не раз напомнят о себе.

Прогноз социально-экономического развития Челябинской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (ОДОБРЕН постановлением Правительства Челябинской области от 28.10. 2022 г. № 600-П) - документ загадочный для любого серьезного эксперта. В нашем регионе, словно на некотором «острове везения» на общем, весьма сдержанном фоне РФ и несмотря на все проблемы основной отрасли - металлургии, мы неожиданно находим в базовом (!) прогнозе уверенный рост валового регионального продукта (2,0%) и промышленного производства (1,9%).

Это при том, что соответствующие показатели базового варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год Минэкономразвития РФ, который готовится лучшими специалистами страны, отрицательны: валовой внутренний продукт - минус 0,8%, промышленное производство - минус 1,3%.

Заметим, что именно на основе этого, удивительно радужного прогноза Челябинской области верстался принятый на днях областной бюджет.

Однако доверия такой «местный оптимизм» не вызывает. Даже теоретически возможные причины «челябинского экономического чуда» - опережающего роста в отношении экономики РФ, никак не просматривается, а само появление такого прогноза (счастливо избежавшего публичного обсуждения) вызывает, по ряду важных моментов, недоумение. Главный из них связан с необоснованными ожиданиями некоего «денежного изобилия», заведомо завышенным прогнозом роста доходов бизнеса (прибыли прибыльных предприятий), что определяет целый шлейф негативных последствий.

Известно, что «жирный» период получения сверхдоходов многими компаниями Челябинской области с взлетом в 2021 году прибыли прибыльных предприятий в 2,5 раза (до символичного уровня в половину триллиона рублей, см. рис.), был явлением уникальным и завершился к лету текущего года.

Причины такого взлета доходности были, в основном, сугубо внешними для региона. Они были связаны с резким ростом спроса на металлы на глобальных рынках и активизации экономик ведущих стран по окончании «коронакризиса» (некий позитивный вариант «черного лебедя»).

Ожидать повторения такой ситуации (и, соответственно, таких доходов) в нынешней кардинальной смены экономических условий, абсолютно нереально. А что действительно весьма вероятно - это снижение прибыли вполовину, до прежнего уровня рынков последних лет (в 200 млрд. рублей); также нужно предполагать еще и непредвиденные последствия новых санкций (с последующим снижением доходов бюджета).

Данные за вторую половину 2022 года показывают сокращение суммарного по региону объема прибыли прибыльных предприятий примерно наполовину от уровня «сверхдоходов» прошлого года. Однако прогноз прибыли Минэкономразвития Челябинской области на 2023 год построен с ростом от общего уровня 2022 года (это абсолютно нереально завышенная база расчета), с прогнозом наращивания «сверхдоходов» в 2023 году и выхода на новые рекордные уровни в 2025 году (см. рис).



На фоне весьма умеренных оценок Минэкономразвития РФ и Центрального банка, прогнозирующих умеренный спад, рекордные значения ожидаемых сверхдоходов Челябинской области (к тому же в ограниченных рамках преимущественно российского рынка), выходят за грани разумного.

Впрочем, фантазии экономического планирования в Челябинской области давно уже стали привычными и обычно на них мало кто уже обращает внимание. Однако сейчас ситуация складывается неординарная, требующая более серьезного отношения. Уход из региона порядка 200 млрд. рублей денежной массы не может пройти бесследно: замедлятся вложения бизнеса в региональное развитие и неизбежно сократятся поступления в бюджет.

Подобный «виртуальный пузырь» несбыточных финансовых ожиданий неизбежно способствует рискам появления столь же несбыточных планов развития бюджетной сферы региона, которые так же легко могут «лопнуть». Многие из них уже сейчас находятся в статусе фантазий, далеко «за бортом» реальности.

Очевидно, что в условиях «финансового изобилия» последнего времени, в управленческом мировоззрении (на многих уровнях, начиная с Министерства экономики Челябинской области) закрепился стереотип ожиданий «постоянного финансового роста» несмотря ни на что. То есть, вера, что денег в регионе дальше будет только больше (если что, Москва добавит), а экстенсивное - в прежних пропорциях - развитие продолжится. Реальности текущей экономической ситуации, уже фиксируемые статистикой последних месяцев, как и прогнозы национальной динамики, до сих пор не воспринимаются. Также, по умолчанию, сохраняется и уверенность в том, что меры по экономии средств и повышения эффективности их расходования в условиях «больших» денег и «мегапроектов» - пустая ритуальная формальность.

Примеров живучести подобной затратной «околобюджетной» экономики в регионе предостаточно. Взять хотя бы вечную тему строительства и ремонта дорог, где при всем обилии скандалов последних лет, элементарной комплексной экспертизы и оценки себестоимости работ как не было, так нет, а ведь это азбука экономики и бюджета. О помпезности и неуместности последних челябинских больших и малых проектов не имеет смысла повторяться в сотый раз.

Новизна ситуации в том, что теперь предлагается распределять уже не реальные, а «виртуальные» деньги, существующие лишь в фантазиях Минэкономразвития области. А так как в реальности их не существует, эти деньги неизбежно придется где-то занимать (а впоследствии «вынуждено» сокращать действительно нужные расходы жизнеобеспечения). Это типичный сценарий «жизни не по средствам». Создавая иллюзию богатства и успешности в регионе, такой ничем не обоснованный прогноз (а речь идет о десятках миллиардов рублей, судя по бюджету области на 2023 год), возможно, имеет целью получить повод для «хороших новостей» и повысить «отчетные рейтинги», но на деле формирует неверное целеполагание и закладывает основы несбалансированности экономики и финансов, весьма опасные для реальных перспектив благосостояния региона.

finance, crisis, кризис, growth, chelyabinsk region, budget, бюджет, Челябинская область, финансы

Previous post Next post
Up