На фоне множества сегодняшних потрясений начинает проявляться фундаментальная социально-экономическая проблема, которая, без сомнения, затронет всех.
По оценкам ЦБ РФ скачок инфляции в 2022 году до двузначного уровня уже состоялся (текущий 14%, прогноз в годовом исчислении 12, 5%).
Коэффициент инфляции в годовом исчислении
С другой стороны, за 9 месяцев 2022 года объем фактической суммарной денежной массы доходов работающего населения в Челябинской области (его величина отражается в налоге на доходы физических лиц 13% или 15%) не только не вырос, но даже несколько сократился (см. рис.).
Столь заметный скачок инфляции, в сочетании со стагнацией и снижением суммарного объема заработной платы в регионе относительно прежнего уровня обозначает весьма негативный тренд падения благосостояния населения, а в перспективе растущую бедность.
Ожидать быстрого изменения такой ситуации не следует. Реальных предпосылок активизации бизнеса в условиях сильной экономической турбулентности (изменений спроса, логистики, затрат и др.) и усиливающегося давления санкций, ждать не приходится. Кроме того, инфляция данном случае определяется не традиционными, чисто монетарными причинами (при перенасыщении экономики деньгами), а проблемами реальной экономики; бороться с такой инфляцией, учитывая высокие риски общей непредсказуемости (классическая ситуация «черного лебедя») практически невозможно.
При этом динамика инфляции за последние четыре года уже превысила динамику роста доходов населения Челябинской области (см. рис. рост инфляции нарастающим итогом к уровню 2018 года на фоне роста денежной массы доходов работающего населения).
Следует отметить, что в нынешней динамике доходов населения, в сравнении со стабильными годами опережающего роста доходов над инфляцией (2019 и 2021 годы), заметны аномальные «кризисные уровни» стагнации роста доходов населения на уровне предшествующего года. Первый такой уровень 2020 года был обусловлен коронакризисом, а второй в 2022 году - санкционными экономическими шоками и общей «турбулентностью» ситуации.
В 2021году в условиях сверхдоходов металлургии сравнительно высокая годовая инфляция (более 8,8%) существенно перекрывались ростом доходов работающего населения (более 20%). Однако сейчас этот «запас прочности» исчерпан.
В итоге работающее население региона уже оказалось беднее в сравнении с уровнем предшествующего года более чем на 14%, что не пройдет бесследно для подавляющего большинства домохозяйств. Однако дело может обстоять и хуже, так как корректность многих показателей сегодня не очень велика. Все они должны рассчитываться «при прочих равных условиях», однако сейчас такое невозможно. В тоже время, при рассмотрении текущей корзины потребления домохозяйств по среднему чеку, бытовая инфляция может превышать оценку ЦБ не на проценты, а в разы. Со временем такая ситуация для некоторых групп домохозяйств будет означать переход от потери прежнего уровня благосостояния к настоящей бедности.
Выход на первый план отмеченных проблем вскоре неизбежно затронет социально-экономическую политику. По аналогии с опытом коронакризиса (тем более, что нынешние проблемы роста уже заметно масштабнее) далее неизбежны решения по дополнительной бюджетной поддержке отдельных групп населения и обеспечения основных социальных гарантий. Как возможности, так и социальные приоритеты в быстро меняющихся условиях будут существенно отличаться от прежних, из уходящего времени финансового изобилия. В сложившихся условиях прогноз развития ситуации с допустимой погрешностью нереален даже на год.
Однако очевидно, что региональный бюджет текущего года будет иметь крайне высокую волатильность, жить по-прежнему уже не получится и простых решений тут нет (подробнее см.
Что будет с бюджетом Челябинской области в 2023 году?). К уже отмеченным к требованиям ограниченности доходов бюджета (см.
БЮДЖЕТ-2023: НЕИЗБЕЖНОСТЬ «ЖЕСТКОЙ ПОСАДКИ» ) вскоре добавятся требования увеличения расходов по ряду направлений для обеспечения социальных гарантий.
К бюджету, который неизбежно «сожмется» по доходам и трансформируется по расходам, вопросов будет предостаточно. Здесь следует отметить уже сейчас возросшие риски расходования бюджетных денег по инерции. Они связанны с интересами быстрого освоения средств на сомнительные в новых условиях проекты прежних времен, которые тем не менее попали в бюджет при ведомственном, коммерческом и муниципальном лоббировании, без мало-мальски серьезных и объективных обоснований. Абсурдность и вред любых малоэффективных расходов в сложившихся условиях многократно возрастают.