ПОРА ВОЗВРАЩАТЬСЯ К РЕАЛЬНОСТИ

Jan 21, 2019 19:09


Некорректная постановка целей экономической политики дорого обходится населению региона

В Челябинской области все последние годы нарастает дисбаланс экономического и социального развития: ключевые показатели качества жизни населения падают, в то время как объемные экономические параметры стагнируют - остаются на прежнем уровне, слегка снижаются или немного увеличиваются. Это связано с недостатками стратегического прогнозирования и целеполагания на уровне региона, а также отсутствием должного контроля за результатами исполнения поставленных задач.

Национальные проекты и «майские указы» президента В.Путина задают сегодня рамки социально-экономического развития страны и фактически закрывают тему «местечковых мегапроектов», постепенно сходящих со сцены без каких-либо позитивных результатов и, по сути, являющихся «черными дырами» региональных бюджетов. В Челябинской области мало кто вспоминает сейчас такие «флагманы» недавнего прошлого, как ТЛК «Южноуральский», которому было посвящено немало страниц в Стратегии развития Челябинской области до 2020 года, станкостроительный, туристический и рыбный «кластеры» или «парк индустриальных инноваций» Малая Сосновка, готовящийся отметить второе десятилетие строительства, уже забытый бизнесом, но так и не обеспеченный еще канализацией и другими сетями.

Этот список постоянно пополняется другими, столь же медийно громкими и затратными местными проектами, ничего, кроме потерь, отвлечения сил и ресурсов, Челябинской области не давшими. Трансрегиональность современных социально-экономических процессов, зависимость всех масштабных проектов от ресурсов и компетенций национального и межрегионального уровней, сегодня очевидны - как и вред регионального прожектерства, лишь мешающего формулировать и ставить правильные, действительно востребованные и исполнимые, цели развития.

Формирование национальных проектов затрагивает не только вопросы стратегического прогнозирования экономических процессов на региональном уровне, но также и систему реального контроля, так как неизбежно возникают вопросы о корректности постановки задач, оценке приоритетов и адекватности полученных результатов.

Сейчас оценки социально-экономического развития регионов публикуются Росстатом с задержкой более чем на год. Соответственно, эти оценки (особенно если они нелицеприятны) быстро уходят из поля внимания правительства и общественности и не отражаются в корректировке актуальных задач развития. Однако именно сравнение регионов страны по реально достигнутым в прошедшем периоде показателям, позволяет дать наглядную характеристику текущих социально-экономических проблем области. Также это позволяет определять специфику реализации национальных проектов по различным территориям.

Следует отметить, что изменение основных макроэкономических тенденций регионального развития - процесс длительный, результаты и показатели  в ближайшей перспективе неизбежно будут определяться сложившимися трендами последних лет. Тем более, что каких - либо заметных перемен в динамике социально-экономических процессов Челябинской области по предварительным оперативным данным за 2017 и 2018 годы не замечено.

Социально-экономическое положение Челябинской области среди других субъектов РФ характеризуется, прежде всего, следующими показателями.

Челябинская область: место, занимаемое среди субъектов РФ по объемным экономическим показателям


Челябинская область: место, занимаемое среди субъектов РФ по средним душевым показателям социального развития



Мы видим, таким образом, что Челябинская область находится среди регионов РФ:

·                    по масштабам экономики во второй десятке,
·                    по социальным характеристикам, определяющим качество жизни
                      населения - в четвертой десятке
                      (опустившись за три года почти на десять позиций).

Это указывает на ограниченную экономическую стабильность в регионе и отставание социального развития с рисками дальнейшего падения качества жизни населения.

Основные тренды развития области, на фоне других регионов, выглядят, таким образом, достаточно проблемными.
       Нужно учитывать, что Челябинская область - экономически значимый субъект РФ (большой старопромышленный регион), но с весьма ограниченными перспективами развития: дефицитом масштабных высокоэффективных и быстро реализуемых проектов, рисками углубления несблансированности между экономической и социальной составляющей.

Нарастание контраста в экономическом и социальном развитии Челябинской области можно рассматривать как ключевую особенность социально-экономических трендов последних лет (заметную даже на фоне регионов РФ с существенно меньшими экономическими возможностями).
       При этом некоторый рост текущей результативности экономики наблюдается локально (по ограниченному кругу предприятий) и не меняет общие  негативные тренды по большинству направлений социального развития.

Места в пятом десятке по инвестициям и компьютерной обеспеченности ставят под сомнение достижимость декларируемых правительством области целей роста инновационности и диверсификации регионального бизнеса, а признаки социально - инфраструктурного провала по ряду направлений (падение на двадцать позиций в рейтингах) указывают на  весьма болезненную и нестабильную ситуацию с жизнеобеспечением социума и качеством жизни населения.

Все отмеченные  обстоятельства  (особенно социальные) пока сколько - нибудь корректно не отражались в региональных правительственных прогнозах и проектах, по-прежнему декларирующих довольно спорные «суперперспективы» региона. Отсутствие  реального обоснования таких прогнозов еще больше обостряет проблему несбалансированности экономики и социума. При этом возникают реальные риски некорректного целеполагания уже в рамках новых национальных проектов и «майского указа» президента.

Их главная задача - рост  качества жизни населения, требует, прежде всего, возвращения к реальности при постановке целей правительством области.
       Возникает очевидная необходимость корректировки экономической политики с целью приостановки масштабного оттока денежной массы и активной части населения из региона, пересмотра социальной результативности инвестиционных проектов (особенно, бюджетных) и ряда других мер. Сегодня «валовые» экономические показатели, без социальной отдачи в виде повышения качества жизни людей, больше не интересуют ни население региона, ни федеральную власть. В этом смысле достижения правительства Челябинской области пока что более чем скромны.

Об этом следует поговорить более подробно в следующих материалах о ситуации в Челябинской области.

region, стагнация, chelyabinsk region, Челябинская область, регион

Previous post Next post
Up