УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ХАОСА И БЕССИСТЕМНОСТИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Nov 16, 2017 14:00

     Прогноз социально-экономического развития Челябинской области на 2018 год и период до 2020 года стал настолько малозначимым и сугубо формальным документом, что был утвержден только 20 сентября, хотя такой прогноз должен предшествовать подготовке бюджета на очередной год.
     Именно на основе областного социально-экономического прогноза должны строиться прогнозы развития и определяться целевые показатели областных министерств и ведомств, городов и районов. Однако подготовка бюджетаначалась как минимум за два или три месяцадо того, как появился прогноз. Впрочем, даже при большом желании и самом богатом воображении, между прогнозом и бюджетом сложно найти хотя бы малейшую взаимосвязь.

На 170 страницах «прогноза» не нашлось места хотя бы для пары самых общих показателей какого-либо бюджета - там представлен лишьограниченный перечень показателей обычного статистического сборника. В «прогнозе» напрочь отсутствуют данные,  позволяющие определить реальные нормативы, удельные финансовые показатели и вообще какие-либо обоснованные ориентиры по планированию бюджетной сферы на ближайшее будущее. Этот документ «ни о чем», в нем нет ни одного повода для ожиданий перемен к лучшему, нет даже намека на перспективы развития. Авторы ждут лишь небольшие колебания экономической динамики и рост валового продукта региона порядка 1,5% на ближайшие три года.
      Рассмотрение такого «прогноза» оказывается пустой, ничего не значащей формальностью.

К такому же жанру бесполезных и бессодержательных бумаг относятся и первые материалы сценария развития Челябинской области до 2035 года- сразу на восемнадцать лет вперед!
    Здесь, в качестве желаемого сценарияопределенежегодный рост валового продукта региона на 5,8%! Как такое возможно при имеющихся стартовых условиях и текущих тенденциях, можно только гадать, поскольку такие предположения очевидно выходят за границы реальности, они не могут быть ничем обоснованы - и никак не обосновываются авторами.

Даже примерных предпосылок подобного роста в обозримом будущем у нас нет, тем более, что речь в этом сценарии идет оразвитии человека и человеческого капитала. Уже два года подряд в Челябинской области наблюдается прямо противоположная тенденция резкого ухудшения благосостояния населения при сокращении его реальных денежных доходов (минус 6.5%).

Поэтому искать серьезное экономическое обоснование такого роста бессмысленно, его можно однозначно отнести к сфере фантазий. Этот сценарий, находящийся за гранью возможностей экономического развития, представляет интерес только как психологический феномен, демонстрирующий полное игнорирование фактора доверия со стороны общества; это возведенный в абсолют принцип «кривого зеркала», где действительность не просто искажается, а намеренно изгоняется из представлений власти о положении и настоящих перспективах региона.

На нестыковку цифр, как и на само существование подобных «прогнозов» можно бы и не обращать особого внимания: такие бумаги, после короткой пиар - кампании, теряются на полках, как и большинство нынешних «проектов» регионального экономического развития. Появление и даже согласование бессмысленных «экономических фантазий» не может непосредственно повлиять на развитие региона, реальности жизни всегда сильнее. Гораздо опаснее порожденные подобным «управленческим подходом» риски экономической необоснованности и хаотичности решений, предопределяющих бессистемный характер развития региона.

При все более очевидной проблеме качества экономических прогнозов областного правительства последних лет, в проектировании бюджетной сферы сложилась своеобразная практика «саморазвития»: самостоятельной работы различных региональных министерств и ведомств на основании федеральных нормативных документов при минимуме согласований в части комплексных экономических вопросов, значимых для всего региона.

Необходимые финансовые показатели (начиная с прогноза поступлений в бюджеты по налогам на заработную плату, прибыль и так далее) определяет региональный Минфин, другие параметры развития бюджетной сферы локально прогнозируют «для себя» другие министерства, а также города и районы. Балансирование, корректировку предложений и укрупненный свод основных потребностей бюджетной сферы делает тот же Минфин в рамках областного бюджета. О системности решения множества других взаимосвязанных вопросов развития, прежде всего межведомственных и территориальных, не попадающих в сферу федерального контроля, говорить сегодня просто не приходится.

Поэтому значительная часть вопросов по перспективам и программам развития Челябинской области впервые реально рассматривается только при обсуждении параметров областного бюджета. Однако формат документов бюджета не предполагает собственно экономических показателей, программ и инструментов, а областной бюджет - далеко не вся экономика, тем более - не весь социум области.
    У властей неизбежно возникает опасное «искажение оптики» - ограниченная картина социально-экономической ситуации, наблюдаемая исключительно с финансовой точки зрения, отражаемой в областном бюджете.

Однако важно понимать, что вопросы достижения целевых результатов развития региона на уровне бюджета не являются определяющими даже для социальной сферы области, не говоря о бизнесе и прочих сферах жизни в городах и районах. В рамках бюджета практически не рассматриваются ключевые экономические вопросы реальных приоритетов развития и качества жизни в территориях региона: все внимание уходит на перераспределение средств бюджета на какие-либо локальные цели. Иногда это сводится к банальному пиару «новых инициатив» и некорректному лоббированию, где цели проектов могут быть далеки от общественно важных и социально значимых.

Вопросы о том, насколько объективны и обоснованы те или иные нормативные показатели, соответствуют ли они реальным целям в сложившейся ситуации, какие в конечном итоге будут получены социально-экономические результаты для городов и районов, при такой практике остаются без ответов. Однако именно эти вопросы особенно важны сейчас для определения путей развития конкретных территорий, качества жизни их населения, решения конкретных проблем.

В условиях экономической необоснованности региональной политики расцветает практика появления «любимых», «нелюбимых» или просто «везучих» и «невезучих» территорий и отраслей. Сейчас, при сокращении Министерством экономики функций по текущей экономической работе с передачей последних на вновь создаваемые областные бюджетные предприятия, решение этих вопросов стало еще менее вероятным.

Кто конкретно занимается сейчас в правительстве экономическим анализом по такому направлению, как оценка текущей эффективности развития бюджетной сферы по всей совокупности расходов консолидированного бюджета, сказать невозможно. Каких-либо структур, занимающихся территориальным планированием и управлением в правительстве области также нет.

Последствия такого пренебрежения реалиями жизни более чем реальны и отражаются на судьбе как старых, так и новых областных начинаний. Уже год как перестали вспоминать о существовании флагмана региональной логистики - ТЛК «Южноуральский». Тихо продолжает поглощать бюджетные миллионы челябинское метро, где уже давно ничего строится. Сейчас в экономический тупик заходит решение проблемы челябинской свалки, которая быстро превращается в острую социальную проблему. Такой список можно продолжить. Прогнозов и оценок возможного разрешения таких ситуаций не видно. Зато все большее заметно самоустранение Минэкономразвития и его многочисленных структур (по новациям, проектам, поддержке бизнеса и т.п.) от рассмотрения таких реальных и неблагодарных проблем, исправления прежних и текущих экономических ошибок.

Каких либо выводов областного правительства из таких нерадостных итогов пока не заметно. Наоборот, стабильно живут «своей жизнью», отдельной от экономических реалий региона, идеи «громких» проектов вроде ВСМ и ШОС. Постановка задачи об эффективности таких проектов при корректной оценке текущей ситуации и экономических перспектив совершенно бессмысленна. Отсутствие экономических обоснований все больше компенсируется усилиями различных  лоббистов, близких к бюджетному финансированию и легко заменяется рекламой маршрута магистрали от Берлина до Пекина, проходящего обязательно через Челябинск. Здесь мы имеем тот же возведенный в абсолют принцип «кривого зеркала», распространенный уже уровень конкретных проектов с огромным финансированием.

В случае реализации таких проектов многомиллиардные убытки вечно строящегося челябинского метро покажутся мелочью. Но ущерб от них уже наблюдается. Это потеря темпов, времени, ресурсов и упущенных шансов реального развития региона. Пока эту упущенную выгоду мы просто не хотим замечать. Однако постепенная утрата системности развития и наблюдаемый экономический хаос с бессмысленными «экономическими фантазиями» на всех уровнях управления уже достаточно дорого обходится региону.

Реальные текущие финансовые возможности бюджета региона весьма ограничены. О них мы подробнее поговорим в следующих материалах. Это тем более актуально, что проект областного бюджета на очередной год будет скоро рассматриваться и утверждаться Законодательным собранием региона.

economy, finance, chelyabinsk region, экономика, budget, бюджет, Челябинская область, финансы

Previous post Next post
Up