СТРАТЕГИЯ РЕАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ - УСЛОВИЕ СТАБИЛИЗАЦИИ И РОСТА ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

Mar 31, 2017 01:29

        Низкая социально-экономическая динамика Челябинской области последних лет отражает, с одной стороны, растущее число проблем, с другой - необходимость разворота, смены вектора развития для выхода на устойчивый рост. Это потребует масштабных перемен в управлении и поддержки безальтернативной на сегодня «стратегии реальных проектов».

Проблема оценки экономической динамики в условиях нестабильности.
       В условиях экономической нестабильности анализ динамики развития региона заметно усложняется. Здесь есть ряд причин. Падение роста, характерное для трех последних лет, имеет сравнительно короткий временной ряд. Он практически вдвое уступает обычному периоду среднесрочного прогноза (5-7 лет). Смена рыночных условий отражается в неравномерных, порой скачкообразных изменениях значений отдельных показателей. В таких условиях, для обеспечения репрезентативности оценок и последующих решений, требуется расширение числа рассматриваемых показателей, то есть переход к анализу вектора регионального развития (системы показателей по многокритериальным векторным оценкам). В противном случае, при выборочном рассмотрении отдельных показателей, возрастают риски некорректного отображения текущей ситуации.

Для Челябинской области, c учетом специфики предшествующего развития и отраслевой структуры экономики, ниже рассмотрена трехлетняя динамика по системе (вектору) из 12 показателей. Это показатели основных отраслей промышленного производства, сферы инвестиций, социума, рынков:

·           Величины текущей динамики (прирост в 2016 году в процентах, рис.1).
·           Величины трехлетней динамики (прирост за последние трехлетие по годам в процентах, рис. 2).
·           Текущие изменения - ускорение (замедление) темпов роста (спада) в 2016 году (рис. 3).
·           Траектории динамики показателей 2013-2016 гг. (рис. 4 и рис. 5).

Все это позволяет дать достаточно представительную картину социально-экономического развития Челябинской области за последние годы.

Итоги Челябинской области 2014 - 2016:
           социально-экономическая динамика замедляющегося спада.

Основные показатели динамики и векторы социально-экономического развития Челябинской области (рис.1-3).



Рис.1



Рис. 2



Рис. 3

Анализ приведенных показателей показывает следующее.

1.     В 2016 году тенденции спада преобладают над тенденциями роста по большинству показателей        (рис.1).
2.      По большинству показателей наблюдается затяжной характер спада второй год подряд (рис.2).
3.      При этом наблюдается постепенное выравнивание динамики спада. По большинству показателей наблюдается замедление спада (особенно для прежних лидеров спада - отраслей инфраструктуры и торговли). Это отражается в положительных изменениях динамики за текущий год (рис.3).

Очевидно, что дальнейший спад резко упавших годом ранее показателей (импорт, экспорт) замедлился. Величины спада здесь находятся в пределах 10%. Одновременно с этим некоторое торможение стало наблюдаться у относительно успешных лидеров роста прошлого года (добыча полезных ископаемых, производство электроэнергии). Более явным стал спад в прежде относительно стабильных ведущих отраслях промышленности (спад в пределах 5% - обрабатывающие производства, металлургия).
         В итоге можно сделать вывод о том, что динамика основных показателей Челябинской области отражает картину замедляющегося неравномерного спада с несколькими точками стабилизации.

Траектории развития: тренды и уровни стабилизации.
            Траектории динамики вектора развития трех последних лет и соответствующие им линейные тренды с оценками отражены для основных отраслей промышленности (рис. 4) и сферы инвестиций, социума, рынка (рис. 5). Фактические траектории динамики рассматриваемых показателей во многом различаются, а тренды показателей далеки от необходимых для устойчивого роста. Соответственно, исходные условия и требования по «развороту» трендов отдельных отраслей сейчас заметно различаются.



Рис. 4



Рис. 5

Для Челябинской области, как региона с доминирующей металлургией, развитие промышленности во многом определяется внешними факторами. Динамика основных отраслей промышленного производства (рис. 4) достаточно неоднородна.
         Смена вектора социально-экономического развития в данном случае отражается в «развороте» текущих трендов в сторону перспективных. Общая характеристика текущих ограничений и условий роста для рассмотренных показателей дана ниже.

Наиболее успешная отрасль последних лет - добыча полезных ископаемых, сохраняет положительную динамику и перспективы дальнейшего роста. Здесь развитие предопределяют: высокая эффективность за счет природной ренты и отсутствия ограничений по реализации конечной продукции на мировом рынке (медь, золото).
         Второе текущее направление роста производства - электроэнергетика - имеет перспективы развития с ограничениями  гарантированного межрегионального платежеспособного спроса.

Важно, что существенные ограничения для развития этих отраслей сейчас во многом связанны не с экономическими, а институциональными факторами - отсутствием практики работы с принципиально новыми инвестиционными проектами. При исчерпании в регионе проектов модернизации и «саморазвития» возрастают риски оттока новых проектов c потенциальными масштабными инвестициями в другие регионы. Впрочем, подобные риски сейчас реальны и для других отраслей.
         В ведущей отрасли региона - черной металлургии при небольших колебаниях в выпуске ключевого вида продукции (сталь) перспективы сложно прогнозируемы. Здесь улучшение ситуации на глобальных рынках при соответствующей логистике дает возможность улучшить показатели роста. Однако возможен и противоположный сценарий.
         В то же время именно предприятия рассмотренных отраслей являются точками роста или, как минимум, стабилизации экономики региона.
        Ситуация в обрабатывающих отраслях промышленности региона остается неоднозначной. Здесь, при незначительной доле экспортной продукции, перспективы «разворота трендов» во многом будут определяться национальной динамикой. Однако лидеров российского масштаба, как и признаков самого «разворота», пока не заметно.

Показатели рынка труда, инвестиций и внешней торговли (рис. 5) за последние два года перешли на более низкий уровень с потерями около пятой части объемных показателей. Фактическая наблюдается фиксация макроэкономических пропорций и финансовых показателей региона на подобных низких уровнях. В условиях обострения региональной конкуренции за инвестиции, без перемен в экономической политике здесь не стоит ожидать высокого роста и даже быстрого выхода на прежние уровни.

На общем фоне нестабильности динамика номинальной зарплаты с равномерным ростом выглядит исключением. Ее рост в 2016 году на уровне, равном инфляции, заметно лучше ситуации с вдвое большей инфляцией предшествующих лет. Это также является важным моментом социально-экономической стабилизации в регионе.

Условия смены текущего вектора развития.
         Сложившаяся социально-экономическая динамика последних лет делает практически нереальным сценарий эволюционного восстановления экономики и перехода к росту без структурных преобразований. Сценарий роста на базе формирования и максимального использования эффекта отдельных высокоэффективных «точек роста» с постепенной сменой структуры экономики и развитием на этом фоне среднего и малого бизнеса («стратегия реальных проектов»), сейчас становится единственно возможным вариантом развития региона.
        Проблемой в данном случае становится ограниченность реального, а не презентационного инвестиционного портфеля региона. На ближайшее время среди новых заметных высокоэффективных региональных индустриальных проектов, обеспеченных финансированием, можно отметить только проекты ММК (по дальнейшей модернизации производств комбината) и проекты РМК (Томинский ГОК и модернизация последующего цикла производств).

Однако двух таких региональных проектов для масштабов Челябинской области явно недостаточно. Для устойчивого роста экономики и качества жизни в регионе необходимо иметь подобных проектов (с объемом инвестирования более десяти миллиардов рублей) на порядок больше и уже в самое ближайшее время. Такое увеличение объемов инвестирования по перспективным проектам сейчас является как драйвером замещения уже безнадежно устаревших производств (во многих городах еще и очевидно рисковых для качества жизни), так и условием для приостановки дальнейшего старения основных фондов региона (выход на уровень минимально необходимого объема инвестиций).

Далее возникает вопрос о поддержании динамики развития. Это возможно лишь при создании в регионе условий для максимального сокращения срока реализации инвестиционных проектов и формировании на их базе точек социально-экономического развития. Это вопрос качества управления, он сложен и решается болезненно. Однако альтернативой подобной стратегии реальных проектов будет дальнейшее многолетнее и малообоснованное ожидание прорыва «инновационных» технологий и «экономического чуда» на фоне углубления депрессионных процессов в регионе.

economy, growth, chelyabinsk region, экономика, спад, рост, recession, Челябинская область, регион

Previous post Next post
Up