«ТОЧКИ РОСТА» РЕГИОНА В НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Mar 27, 2017 02:09


      Возможности социально-экономического роста Челябинской области в условиях нестабильности 2013-2016 годов определяет новый вектор высокотехнологичного недропользования и металлургии («Демидов 2.0»)

Основная стратегическая задача региона на ближайшие годы - переход от «около нулевых» показателей депрессии к трендам стабилизации и устойчивого экономического роста, связана с переоценкой конкурентоспособности ведущих отраслей и направлений развития. Особую важность приобретает раскрытие и использование потенциала имеющихся «точек роста» реальной экономики и соответствующих территорий. Их потенциал и сопутствующие тренды уже сейчас проявляются в регионах Урала.

Спираль конкурентоспособности региона и становление вектора развития «Демидов 2.0».
     В условиях нестабильности социально-экономической динамики 2013-2016 годов утратил свое значение ряд отраслевых трендов, прежде определявших рост экономики и социального благополучия региона; это было продиктовано серьезными структурными изменениями в экономике. В условиях низкого роста все большее значение приобретает максимально полное использование конкурентных преимуществ территорий, основы которых исторически сложились на Урале в целом и в Челябинской области более трех веков назад. С демидовских времен сильной стороной экономики Урала была развитая  металлургия, основанная на добыче местных полезных ископаемых.
          Тренды экономической динамики трех последних лет показывают, что на фоне ряда депрессионных процессов в регионе появляются новые точки высокого роста, не  совпадающие со сложившимися стереотипами ожиданий развития«электронно - инновационных» технологических укладов.
          Речь идет о новых эффективных технологиях и производствах в исторически базовой для региона металлургической отрасли, дающих конкурентоспособную на мировом рынке продукцию. Значительно модернизированная уральская металлургияXXI века выступает в формате вектора высокотехнологичного недропользования и связанной с ним металлургии (мы обозначили этот тренд как «Демидов 2.0»). Его характеризует не слом прежних технологически переделов, а их эволюцию по спирали развития на качественно иной уровень эффективности - в том числе на международном рынке. Следствием здесь является появление важных точек нового регионального роста с множеством заметных социально- экономических последствий.

Характеристика социально-экономического развития территорий по динамике заработной платы.
          Появление «точки роста» находит свое отражение в синергетике экономического развития и динамики социальных показателей территорий. В сложившейся экономической ситуации одной из ключевых характеристик устойчивости развития является динамика заработной платы.
          Изменения на региональном уровне, прежде всего, отражаются анализом динамики суммарного фактически выданного объема заработной платы на территории(денежной массы, фактически выплаченной в виде зарплаты).
В рассматриваемом случае по значениям этого показателя сопоставлена динамика :различных территорий области.  Среди них:
·               крупнейшие индустриальные центры, представляющие основные направления развития экономики региона (Челябинск, Магнитогорск, Миасс, Озерск)
·               два района - лидера по динамике зарплаты в регионе, ставшие точками роста  благодаря предприятиям нового «демидовского вектора» (Варненский и Пластовский)
·               два относительно успешных, соседних с ними, муниципальные района традиционных направлений экономики (Чесменский и Бреденский).

Оценка динамики заработной платы выполнялась на основании отчетности по уплате подоходного налога о фактической выплате заработной плате. Информационную базу для подобного анализа образуют сведения о поступлениях по налогу на доходы физических лиц по итогам года (по Челябинской области и районам - по данным Минфина). Это минимизирует погрешности оценки в сравнении с данными статистики. Как один из общих индикаторов, объем заработной платы в подобных случаях отражает масштаб денежной массы, появляющейся на прилегающих территориях. Далее этот объем отражается во многих социально-экономических процессах, включая рост бюджетных поступлений.

Отражение точек роста в динамике заработной платы территорий Челябинской области.
          Визуализация результатов анализа динамики заработной платы, связанная с работой предприятий металлургии «демидовского векrора» в Челябинской области отражена на рис. 1-4.
          Начало работы Михеевского ГОК в 2014 году принципиально изменило динамику Варненского района - очевиден связанный с реализацией этого проекта скачок роста - до 20% за год (рис.1). Годом позже схожая картина стала наблюдаться в Пластовском районе - как результат работы «Южуралзолота». При этом показатели роста индустриальных центров, прежде определявших динамику региона - ниже среднеобластных. На этом фоне динамика территорий «нового роста» заметно выделяется: в частности, успехи «металлургического» Магнитогорска в этом смысле выглядят значительно скромнее.



Рис. 1



Рис. 2



Рис. 3

Характер роста за последние три года (нарастающим итогом к уровню 2013 г.) еще больше подчеркивает отличие территорий с «новыми точками роста» (рис. 2 и рис. 3). Динамика территорий - лидеров высокого роста контрастно выделяется на фоне остальных территорий (здесь относительные успехи только у Магнитогорска - рис. 2), а динамика соседних для территорий - лидеров районов традиционного сельскохозяйственного направления (рис. 3) уступает средней по области.

Очевидно, что появление подобных «новых точек роста» не может решить все накопленные социально - экономические проблемы территорий, но делает общую картину более понятной и перспективной с точки зрения ресурсов развития (рис 4). Позитивная динамика заработной платы приводит к соответствующему росту благосостояния населения, доходов бюджета и далее других позитивных социальных последствий. Важно, что принципиальный резерв регионального социально-экономического развития связан здесь с максимальным использованием в новых экономических условиях традиционного потенциала конкурентоспособности территорий.



Рис. 4

Многие другие направления, связанные с дальнейшими перспективами развития региона, требуют детального изучения и, затем, долгосрочных программ реализации. Однако не использовать в полной мере уже сейчас имеющиеся в реальной экономике возможности роста и укрепления социальной стабильности, по меньшей мере, неразумно.
       Далее возникают достаточно сложные вопросы анализа и оценки: каковы дальнейшие перспективы в регионе могут быть у нового тренда развития, насколько массовым может быть появление подобных высокоэффективных точек роста, какие условия для этого нужны и возможные реалии альтернативных вариантов развития.

Примечание:
Описанный подход к анализу динамики развития территорий  по объему заработной платы был апробирован ранее в исследованиях ИЭ УрО РАН (Гордеев С. С., Даванков А. Ю.,  Козлова О. А., Шаймарданов Н. З. Динамика заработной платы региона и проблемы её измерения в условиях экономической нестабильности //Экономика региона. -2010. -№ 4 (24) - с 25-31)
Previous post Next post
Up