Морские мили Павла Лапшинова

Sep 08, 2016 16:11



Павел Лапшинов родился и вырос в Москве, служил на Северном флоте, прошел всю войну на эскадренном миноносце «Гремящий» и строил корабли на самой крупной верфи страны в Северодвинске. Вот такая большая жизнь получилась. В эти юбилейные дни прибытия на Север первого союзного конвоя Павел Васильевич стал участником многих праздничных мероприятий. Ведь он к этому имеет самое прямое отношение.
За годы Великой Отечественной войны эскадренный миноносец «Гремящий», на котором боевой расчет Павла Лапшинова находился в центральном посту управления артиллерийским огнем, провел девяносто боевых операций, сопровождал союзные транспорты, вел обстрел вражеских позиций, постановку мин.
- От нас, артиллерийских электриков, зависела точность и быстрота стрельбы. Команды выполнять необходимо было в доли секунды, вводить данные безошибочно. Я настолько натренировался, что делал это автоматически. Командир БЧ-2 Хлюпин кричал мне в трубку: «Хорошо, цель взята в вилку!» - рассказывает Павел Васильевич. - В пути следования корабли и суда подвергались большой опасности. Помню, как двое суток немецкие стервятники не прекращали  налеты, в то время как мы конвоировали торпедированный транспорт «Мария Ульянова». И ровно столько же не отходили мы от своих зенитных пушек.
Отражая один из воздушных налетов, 76-миллиметровая пушка «Гремящего» сбила одним снарядом сразу два самолета. А получилось это так. Снаряд попал в бомбовый отсек первого самолета, а у другого, летевшего рядом, взрывной волной оторвало крыло. Летчик спрыгнул вниз с парашютом. Шлюпка эскадренного миноносца доставила его на борт, затем немца отправили в штаб. Так на счету экипажа стал числиться один плененный фашистский пилот, что было большой редкостью.
- По приказу командующего Северным флотом Арсения Головко в начале июля 1942 года эсминцы «Гремящий» и «Громкий» вышли в море на перехват немецкой эскадры, которая уничтожала транспорты конвоя PQ-17, следующего из Англии, - рассказывает Павел Васильевич. - Противник собрал большое количество самолетов и кораблей, в составе которых находился мощный линкор «Тирпиц». Все знали, что идем на неравный, практически смертельный бой. Но не было на корабле ни паники, ни одного струсившего человека. Командир нашего «Гремящего» Антон Иосифович Гурин через каждые 30 минут объявлял, сколько еще осталось до встречи с вражеской эскадрой.
 По одной из версий, подстраховала советская подводная лодка, торпедировавшая линкор «Тирпиц». Немецкая эскадра вместе с подбитым линкором ушла. Последовал приказ на всем пространстве от Шпицбергена до Новой Земли вести поиск оставшихся транспортов конвоя. Только эсминец «Гремящий», по рассказу Лапшинова, успел трижды пройти через все Баренцево море, вплоть до кромки льдов, найти три спасавшихся от врага транспорта и конвоировать их в Архангельск и Молотовск. Как потом стало известно, фашисты потопили 22 транспорта и 2 вспомогательных судна  конвоя PQ-17.



Четыре раза «Гремящий» ходил «на норд», отыскивая транспорты, затерявшиеся после атак противника в арктических просторах. Находя беззащитное судно, он отводил его в горло Белого моря и снова отправлялся в поход на выручку союзных конвоев. Эпизод у Канина Носа Павел Васильевич запомнил навсегда. Вот, как пишет он в своей книге: «Несколько наших кораблей где-то в районе острова  Медвежий встретили очень большой караван судов, который следовал из Англии или Америки с танками, самолетами, продовольствием, то есть всем, что необходимо было для фронта. В горле Белого моря оказалось большое количество судов. И вот здесь немцы решили пустить против нас самолеты-торпедоносцы. Летели они над самой водой, сопровождала их армада бомбардировщиков и истребителей, а сзади каравана шли фашистские подводные лодки. Завязался жаркий бой. Наш командир принял решение - стрелять по торпедоносцам из орудий главного калибра центральной наводкой, и это принесло успех. «Гремящий» в этом бою сбил три самолета противника. Все транспорты были доставлены в порт».
Было немало случаев, когда корабль находился под мишенью врага. Однажды темной ночью в открытом море немецкая подлодка выпустила по нему торпеды, и только благодаря зоркости сигнальщиков и умелым действиям командира «Гремящий» не был торпедирован. Смерть по пятам ходила, а чуть затишье между боями - и плясали, и пели, и мечтали о будущем. Молодость брала свое. День Победы гвардейский эсминец встретил в Молотовске. В начале 1945 года корабль встал на капитальный ремонт у причала завода № 402.
Демобилизовался Павел Лапшинов под новый 1947 год. К тому времени он уже обзавелся семьей в Молотовске. Сначала работал в городских организациях, а потом поступил на завод № 402. Закончил судостроительный техникум. Отработал на предприятии 35 лет, из них тридцать - в отделе строителей. В должности старшего строителя - ответственного сдатчика построил и передал флоту три дизельных и девять атомных подлодок, а также мощный и уникальный плавдок «Сухона», который и сегодня в составе Севмаша.
Свидетельством мужества и отваги моряка являются медали «За боевые заслуги», «За оборону Советского Заполярья». Есть у него и очень редкая награда. В 1942 году король Великобритании наградил Лапшинова именной медалью «За боевые заслуги». Его трудовая деятельность отмечена орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. Павел Васильевич лауреат знака «За заслуги перед Северодвинском», почетный гражданин города корабелов. А недавно он удостоен региональной награды «Достояние Севера».
…Павлу Васильевичу 96 лет, но он молод душой, обладает прекрасной памятью и бодр духом. В чем убедились и китайские журналисты, год назад приезжавшие на Русский Север, чтобы сделать материал о Второй мировой войне. Поездка удалась. Герой их сюжета, показанного по центральному китайскому телеканалу CNTV, моряк с гвардейского корабля «Гремящий» Павел Лапшинов оказался прекрасным рассказчиком, для которого война - часть жизни.
 Людмила ТЕЛЬТЕВСКАЯ.
Фото из архива редакции газеты «Корабел».
Previous post Next post
Up