Сегодня Поморье отмечает знаменательное событие - 75-летие прихода первого союзного конвоя «Дервиш» к берегам Русского Севера. В эти дни в Архангельске и Северодвинске проходят многочисленные торжественные мероприятия. Обновленную экспозицию, посвященную памятной дате, подготовил для корабелов и музей Севмаша. Одним из новых экспонатов стал макет судна типа «Либерти», выполненный специалистами макетного участка управления делами.
Флот «Свободы»
«Либерти» - тип транспортных пароходов середины XX века. Свое название они получили после того, как президент США Рузвельт объявил день спуска на воду первых 14-ти судов «днем флота свободы». В большом количестве корабли строились во время Второй мировой войны для перевозки военных грузов. Они обеспечили как массовые военные перевозки, так и поставки по ленд-лизу из США в Великобританию и СССР.
Через Атлантику в Мурманск и Архангельск шли по договору со странами антигитлеровской коалиции - Англией, США и Канадой - караваны транспортов с вооружением, боеприпасами, продовольствием. Молотовский порт наряду с архангельским взял на себя заботу по приемке и выгрузке союзнических судов. Грузы оперативно принимались и немедленно отправлялись на фронт. За годы войны Молотовский порт принял тысячи тонн вооружения, боеприпасов, стратегических материалов, продовольствия. Отметим, что основная масса судов Арктических конвоев состояла из пароходов типа «Либерти».
Серийность, вместимость, доступность
О главных особенностях «Либерти» рассказал научный сотрудник заводского музея Александр Мазур:
- К достоинствам кораблей можно отнеси их серийность. Только за годы войны спущено на воду более 2700 судов. Постройка первых четырнадцати заняла 230 дней. Всего на строительстве «Либерти» было занято 18 верфей, и в 1943 году выпуск составил в среднем три судна в день! В течение 1941-1942 годов срок постройки (от закладки судна до спуска на воду) сократился до 42 суток. А в ноябре 1942-го верфи поставили рекорд - заложенный 8 ноября Robert Peary спущен на воду 12 ноября, спустя 4 дня, 15 часов и 29 минут после закладки! И пошел в первый рейс уже 22 ноября. Отметим, что судно пережило войну и прослужило до 1963 года.
Еще одним достоинством «Либерти» является его вместимость, которая могла достигать: 2840 джипов; 525 бронеавтомобилей М8 или санитарных фургонов; 440 легких или 260 средних танков; более 650 тысяч 76-миллиметровых или 300 тысяч 105-миллиметровых снарядов. На практике, как правило, груз комплектовался сборным.
При постройке судов данного типа не требовалось больших затрат. Основная часть кораблей имела стальные корпуса, но стоит отметить, что ограниченная серия была построена с железобетонными. В целом увеличение судостроительного потенциала «Либерти» достигнуто за счет развития материально-технической базы судостроения, упрощения обводов корпуса, судового оборудования, применения новой технологии сборки и быстрой подготовки судостроительных кадров - особенно сварщиков. В шутку говорили, что «Либерти» варили парикмахеры. Упрощение конструкции, снижение требований к материалам и качеству выполнения работ явились причиной ослабления корпуса, что приводило при продольной качке к трещинам палубы, а порой даже к разрушению корпуса. Переломы корпуса стали типичной тяжелой аварией судов «Либерти». Такие аварии, как правило, происходили во время балластных переходов, на волнении, в холодное время суток. В связи с этим проект совершенствовался, а у построенных судов укреплялся корпус.
Но несмотря на некоторые недостатки, «Либерти» не были легкой добычей для врага, ведь на борту, помимо груза, находились зенитные пулеметы, пушки.
В случае нападения судно могло обороняться.
С точностью до мелочей
Специалисты макетного участка Севмаша проделали уникальную работу по созданию макета судна типа «Либерти». Модель корабля изготавливалась под руководством мастера макетного участка Евгения Ссюхина, его постройкой занимались макетчики Роман Корнетов, Артем Дубаков.
Для изготовления модели, выполненной в масштабе 1:100, собрано большое количество архивной информации, что позволило в точности повторить конструктивные особенности судна. С удивительной точностью в модели выполнены все детали до мельчайших подробностей.
Постройка макета корабля начинается с чертежа. Копии оригинальных чертежей «Либерти» макетному участку предоставил Центральный военно-морской музей. Макетчикам в процессе работы часто приходилось обращаться к старинным фотографиям, ведь далеко не всегда все тонкости можно определить по чертежу. Специалист должен видеть корабль со всех ракурсов.
- Изготовление надводного корабля сложнее, чем подводной лодки, так как у него больше надстроек, мачт, лееров, иллюминаторов, лебедок и т. д., - говорит макетчик Роман Корнетов. - Необходимо изготовить много деталей, а затем правильно отобразить их на модели. Все детали, от крупных до самых мелких, изготавливаются вручную, некоторые приходится точить на токарном станке, много пайки.
Моделированием Роман занимается с детства, с 4-го класса. Его творческие разработки неоднократно занимали призовые места по России. Свою работу считает призванием.
- При постройке макета корабля используются такие материалы, как пластик, пенопласт, стекло, - продолжает Роман Корнетов. - Сначала собирается каркас судна, затем из стеклоткани и эпоксидной смолы выклеивается корпус. Ему придается форма, корпус шпаклюется, шлифуется, грунтуется. Готовый макет покрывается акриловой краской.
Изготовление «Либерти» велось макетчиками в тесном сотрудничестве с научными сотрудниками заводского музея. Совместно обсуждались многие вопросы, касающиеся цветовой схемы судна, расположения орудий на борту корабля.
Как правило, на постройку макета уходит немало времени. Но в случае с «Либерти» специалистам макетного участка удалось изготовить модель в кратчайшие сроки - всего за два месяца. И теперь макет легендарного судна занимает одно из центральных мест на выставке, посвященной Северным конвоям, в заводском музее.
Светлана СУХОЕДОВА.
Фото Максима Воркункова.