Планерка перед работой: Сергей Карельский, Максим Макеев, Алексей Попов, Андрей Истомин
Бригада сборщиков Сергея Докучаева работает на строительстве «Казани» с момента закладки атомной подводной лодки. Занималась формированием корпуса. Сегодня объект ее внимания - носовая оконечность.
Сейчас мы в основном занимаемся обслуживанием монтажных участков, им без сборщиков не обойтись. Например, при монтаже оборудования возникает необходимость доработки фундаментов. Есть у нас и свой объем работы, - поясняет Олег Семенов, начальник участка № 20 стапельно-сдаточного производства. - Как показывает практика, даже когда корабль выводится из цеха и начинаются швартовные испытания, вопросы по корпусным работам остаются. Сегодня на «Казани» заняты четыре бригады сборщиков, в том числе и Сергея Докучаева.
В момент нашего прихода на участок, бригадир находился в отпуске, отдыхал последние дни перед выходом на работу. Замещал его Сергей Карельский, который и познакомил нас с коллективом. В бригаде 25 человек, средний возраст - 30-35 лет. Все специалисты высокой квалификации. Что же касается самого Сергея, то его путь в профессию начался двенадцать лет назад: поступил в Севмашвтуз на смешанное отделение, устроился на предприятие.
- Поначалу мне здесь не нравилось, на работу ходил без удовольствия, - откровенно признается Сергей. - Потом, когда научился чертежи читать, вник в техпроцесс, все изменилось. Закончил институт. Но пока менять работу не собираюсь. Сборщики первыми приходят на стапель, они собирают корпус подлодки. На наших глазах она растет, это, конечно, впечатляет.
У каждого из ребят свой путь на стапель. Например, один из лучших сборщиков бригады Алексей Попов готовился стать специалистом по сварке - и стал им. Окончив технический колледж, работал сварщиком в стапельном цехе 50, учился сварочному делу в Севмашвтузе. После службы в армии, в 2011 году вернулся на Севмаш, но уже учеником сборщика.
- Так сложилось, - говорит Алексей. - Со сборкой не очень был знаком, осваивал профессию с интересом, сдал на разряд, сплотился с коллективом, работа нравится. Видеть, как рождается корабль, самому участвовать в строительстве - здорово. Горжусь этим.
А как же сварка? Алексей считает, что одно другому не мешает, а только дополняет. Он неоднократно замещал мастера. Кстати, высшее образование у рабочего - на стапеле сегодня становится нормой. В бригаде Докучаева таких пять человек, есть ребята, которые учатся в институтах. А в категорию инженерно-технических специалистов не переходят по нескольким причинам. Основная - там ниже заработки. Но есть еще и фактор привлекательности, осознания личной причастности к большому делу - строительству подводных кораблей. Техника сложная, чтобы создавать такую, необходимы технические знания, так что высшее образование - делу подспорье. «Голова работает, сила в руках есть - будем строить, - говорит Алексей Попов. - Такие подлодки нужны флоту».
Андрей Истомин пришел на Севмаш около двух лет назад из городской организации, где работал сборщиком мебели. Успешно прошел обучение в бригаде, получил второй разряд, буквально недавно сдал на третий.
- Сборщик мебели - тоже неплохо, полученные навыки в жизни могут пригодиться. Но сборщик корпусов металлических судов - работа совсем иного профиля, более сложные, более грандиозные вещи делаешь. Эта профессия более престижна, более высокооплачиваемая. Мне нравится моя работа, коллектив, - говорит Андрей.
Бригада мобильная, сплоченная, профессионально подготовленная. Как считает старший мастер Максим Макеев, в этом большая заслуга бригадира. Сергей Докучаев хороший организатор.
- Этот коллектив знает атомные подводные крейсеры и проекта «Ясень», и проекта «Борей», начинал с головных кораблей, - говорит Максим Владимирович. - Был период, когда бригада одновременно занималась «Северодвинском», «Александром Невским» и «прихватывала» еще «Владимира Мономаха». Сейчас у нее большой объем работ по формированию носовой оконечности АПЛ «Казань», это наиболее сложная часть корпуса подлодки, насыщена механизмами, оборудованием.
- Времени до вывода корабля остается немного. Успеете? - спрашиваю Сергея Карельского.
- А у нас нет выбора. Надо - значит, сделаем, - улыбается он.
- Строительство подлодки жестко контролируется руководством предприятия, - добавляет начальник участка Олег Семенов. - Три раза в неделю проводятся проверки по построечным документам. Вопросов возникает много. Работаем, продвигаемся вперед.
…Сегодня, как и вчера, и как будет завтра, бригада Сергея Докучаева придет на «Казань». У нее, как и у многих других производственных коллективов, идут нелегкие рабочие будни, которые приближают день вывода корабля со стапеля.
Людмила ВЕТКИНА.
Фото Сергея Поздеева.